БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

 

Батальная живопись (от итальянского слова battaglia — сражение, битва, бой) — область изобразительного искусства, входящая составной частью в историческую живопись и посвящённая военной тематике.

Истоки батального искусства, одного из древнейших видов изобразительного творчества, обнаруживаются в работах художников Ассирии и Древнего Египта. Впечатляющие образы воинской доблести дошли до нас в сохранившихся произведениях Древней Греции и Рима.

Поиск сложных перспективных построений, изучение пластики человека и животных в различных ракурсах характерны для творчества Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса. В основе их батальных композиций, отличающихся непревзойденным мастерством,— накал страстей, столкновение стихий-характеров, драматизм событий, «животное безумие» битвы, но менее всего — историческая реальность происходящего. Последующие эпохи в развитии европейской батальной живописи сделали ее более документальной.

В русском искусстве батальные сюжеты встречаются ещё в иконописи. Так, широко известны иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (середина XV века) и «Сергий Радонежский в житии» с изображением сказания о Мамаевом побоище (1680). Но, собственно, первые баталии — картины на военные темы — появляются во времена Петра Первого, когда укрепилось мнение, что для прославления военных успехов отечества «без живописца и гравировального мастера обойтись невозможно будет». Работы эти носили преимущественно парадный, статичный характер.

Дальнейшее развитие русская батальная живопись получила в XVIII — первой половине XIX века. Произведения художников этого времени отличали профессиональное мастерство и знание военного дела, эффектная зрелищность и достоверность. Однако документальная точность касалась главным образом уставных уложений, вида и формы одежды, расположения войск на поле боя и отвечала официальному, идеализированному представлению о войне.

Иным смыслом наполнилось батальное искусство России во второй половине XIX — начале XX века, достигшее наивысшего расцвета в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова, В. Верещагина, Ф. Рубо. Их творчество пронизано прогрессивными идеями времени. С необычайной образной силой передаются на их полотнах суровая, жестокая правда войны, мужество, гуманизм и одновременно величественная сила русского солдата, воина-богатыря.

Советское батальное искусство родилось в годы гражданской войны. Его содержанием стали подвиги трудового народа, взявшего в руки оружие, чтобы отстоять завоевания Великого Октября. Идеи защиты Родины, единства армии и народа, беззаветной преданности социалистическому Отечеству нашли яркое отражение в творчестве родоначальника советской батальной живописи Митрофана Борисовича Грекова, столетие со дня рождения которого отмечается в этом году, картинах М. Авилова, А. Дейнеки, В. Ефанова, Н. Самокиша, П. Соколова-Скаля. Батальная живопись в лучших её традициях стала ведущим направлением в работе коллектива мастеров Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Творчество советских баталистов, направленное на утверждение мира на земле,— одно из действенных средств военно-патриотического, нравственного и эстетического воспитания молодёжи.

 

Журнал Юный художник №2  1982 г.