Художник и модель помогают друг другу понять самих себя. Художник визуализирует свои впечатления о модели, побуждая тем самым её взглянуть на себя другими глазами. Модель, в свою очередь, вызывает у художника неповторимые ассоциации, требующие новых способов выражения, заставляющие экспериментировать с материалами, техниками, приёмами и образами.

 

Художник, кандидат педагогических наук, член Академии попечителей образования и маркетинга АЛЕКСАНДР КУЛИКОВ

Белая ночь. Бессонница.
Соломенная шляпка
160000 руб.
150000 руб.

Один из современников В. А. Серова вспоминал, как однажды в класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где шла работа с натуры, заглянул директор. «Прошу не входить,— остановил его Серов,— женская модель обнажается только перед художником». Столь бережное отношение к модели поражало всех, кто знал выдающегося мастера.

 

Вот, например, серовская акварель из ГМИИ с изображением натурщицы. Как образна, выразительна её поза, точно размещены драпировки. Она помещена в рассеянном свете, чёткость контуров тела смягчена — нет ни одного фальшивого блика, резкого светотеневого контраста. Здесь как нельзя лучше решена задача передать живописность освещения, богатейшие градации тёплого, телесного тона человеческой кожи и холодного— тканей, обстановки мастерской. Серов назвал подобную работу с натуры «постановкой зрения».

 

Модель (франц, modele от лат. modulus) — мера, образец. Этот термин издавна употребляют архитекторы и скульпторы. В практике живописцев он означает позирующего обнажённого или одетого натурщика либо натурщицу.

 

Каковы задачи такой постановки? Они многообразны. Важно, например, почувствовать природу пластического начала. Модель ставится в позу, на которой легче понять конструктивные особенности, характер движения человеческой фигуры. Другая постановка выявит начала живописные — тон, цвет, поможет изучить мускулатуру человеческого тела. Даст возможность с наибольшей выразительностью разместить модель на холсте, листе бумаги: найти ей смысловое оправдание — с этих элементов начинается картина.

 

Превосходные этюды маслом «Каин» и «Авель» кисти А. Лосенко — первый замечательный образец работы с натуры в русской живописи. Штудирование моделей стало краеугольным камнем в академическом обучении — русские художники не раз удивляли здесь зарубежных собратьев.

Советские художники, да и современные тоже, не утратили зоркости глаза и твёрдости руки, применяют разнообразные материалы. Одни предпочитают, например, размывку тушью, акварель; другие — более пластичные: сангину, уголь; третьи — пишут этюды с модели масляной краской одним цветом — гризайлью. И конечно, неизменной популярностью у всех пользуется графитный карандаш — материал, который применялся поколениями художников во все времена.