Художник и модель помогают друг другу понять самих себя. Художник визуализирует свои впечатления о модели, побуждая тем самым её взглянуть на себя другими глазами. Модель, в свою очередь, вызывает у художника неповторимые ассоциации, требующие новых способов выражения, заставляющие экспериментировать с материалами, техниками, приёмами и образами.

 

Художник, кандидат педагогических наук, член Академии попечителей образования и маркетинга АЛЕКСАНДР КУЛИКОВ

Купальщица
Натурщик
Обнажённая
Обнажённая
760000 руб.
62000 руб.
1420000 руб.
600000 руб.
Обнажённая девочка
Обнажённая девушка
Обнажённая на диване
Обнажённая.Синий таз.
70000 руб.
70000 руб.
55000 руб.
120000 руб.

Один из современников В. А. Серова вспоминал, как однажды в класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где шла работа с натуры, заглянул директор. «Прошу не входить,— остановил его Серов,— женская модель обнажается только перед художником». Столь бережное отношение к модели поражало всех, кто знал выдающегося мастера.

 

Вот, например, серовская акварель из ГМИИ с изображением натурщицы. Как образна, выразительна её поза, точно размещены драпировки. Она помещена в рассеянном свете, чёткость контуров тела смягчена — нет ни одного фальшивого блика, резкого светотеневого контраста. Здесь как нельзя лучше решена задача передать живописность освещения, богатейшие градации тёплого, телесного тона человеческой кожи и холодного— тканей, обстановки мастерской. Серов назвал подобную работу с натуры «постановкой зрения».

 

Модель (франц, modele от лат. modulus) — мера, образец. Этот термин издавна употребляют архитекторы и скульпторы. В практике живописцев он означает позирующего обнажённого или одетого натурщика либо натурщицу.

 

Каковы задачи такой постановки? Они многообразны. Важно, например, почувствовать природу пластического начала. Модель ставится в позу, на которой легче понять конструктивные особенности, характер движения человеческой фигуры. Другая постановка выявит начала живописные — тон, цвет, поможет изучить мускулатуру человеческого тела. Даст возможность с наибольшей выразительностью разместить модель на холсте, листе бумаги: найти ей смысловое оправдание — с этих элементов начинается картина.

 

Превосходные этюды маслом «Каин» и «Авель» кисти А. Лосенко — первый замечательный образец работы с натуры в русской живописи. Штудирование моделей стало краеугольным камнем в академическом обучении — русские художники не раз удивляли здесь зарубежных собратьев.

Советские художники, да и современные тоже, не утратили зоркости глаза и твёрдости руки, применяют разнообразные материалы. Одни предпочитают, например, размывку тушью, акварель; другие — более пластичные: сангину, уголь; третьи — пишут этюды с модели масляной краской одним цветом — гризайлью. И конечно, неизменной популярностью у всех пользуется графитный карандаш — материал, который применялся поколениями художников во все времена.