Место Силы
98000 руб.
увеличить изображение
Штиль Вера
Творчество Веры Штиль представляет интересный срез современной реалистической изобразительной школы. Соединяя традиции академической школы рисунка и пленэрного восприятия цвета, она достигла существенного прогресса в развитии тех принципов, которые были сформированы в русской живописной школе в XIX веке. Исключительная звучность цвета, интерес к солнечным состояниям природы дают основания связать живопись Веры с импрессионизмом. Но внимательное рассмотрение её работ выявляет повышенное внимание к конструктивным особенностям натуры, что может служить отличительной особенностью русской
школы. И это касается не только тех натурных мотивов, в которых конструкция и ясность формы являются неотъемлемой частью художественного образа – портреты и жанровые сцены с фигурами людей, натюрморты и изображения архитектуры, но и таких объектов пейзажа, как облака и водная поверхность. И то, и другое
отличается исключительной подвижностью и изменчивостью, но Штиль воспринимает их прежде всего в конкретности, порождённой логикой физического мира.
Эти особенности искусства художницы видны и в графических работах – можно сказать, что если в её живописи большую роль играет рисунок, то сам рисунок и офорты отличаются живописностью, большим вниманием к тональным отношениям, игре света и воздуха в пространстве листа, динамизму в интерпретации формы и окружающей её среды. Подобное понимание задач графики восходит к замечательному XVII веку, когда выразительность барокко соединялась с ясностью и точностью реалистического художественного языка.
Если можно отметить влияние импрессионизма на творчество Веры, то следует иметь ввиду две особенности этого течения. Во-первых, высокие декоративные качества холстов, что присуще в принципе произведениям любых стилей и эпох. Отсюда любовь художницы к предметам и состояниям насыщенного цвета и, вместе с тем, умение придать колористическую насыщенность даже пасмурным и сумеречным пейзажам. Во-вторых, созерцательное эмоциональное состояние работ, при котором ничто не отвлекает зрителя от восприятия живописных качеств выбранного художником мотива и любования мастерством исполнения.
В.Е. Калашников