«Русский стиль» в современном интерьере увеличить изображение
«Русский стиль» в современном интерьере

 

Всё имеет свой счёт и свою меру отсчёта. Иногда даже не одну.

Историю, например, можно исчислять в годах и столетиях, датами великих событий или археологическими наслоениями культурных пластов... Но нагляднее всего она открывается нам в памятниках архитектуры, в смене архитектурных стилей: классицизм, барокко, модерн или конструктивизм. Любуясь зданием и его интерьерами, можно услышать голоса иной жизни, представить быт, нравы, вкусы людей другой эпохи. О многом может рассказать внимательному зрителю пространство архитектуры.

 

А что расскажет потомкам наша архитектура?

Это зависит от нас.

От нашего желания и способности создать среду, отвечающую нашим представлениям о себе и своём месте в этой жизни.

 

Архитектуре — поставленной на поток, подчинённой жёстким нормативам, скованной возможностями производства — трудно справиться с этой задачей в одиночку.

Чтобы стены расцвели красками, чтобы типовые пространства интерьеров обрели неповторимый образ, чтобы разными голосами заговорили они с нами и о нас — нужен ХУДОЖНИК.

Тот, кто напишет картину, которую можно повесить на стену.

Или тот, по рисунку которого будут сделаны люстра, гобелен или ваза — единственные в своем роде, отмеченные индивидуальностью автора, решённые в только ему свойственной манере. Присутствие этих работ украсит любой интерьер, сгладит его неудобства, создаст необходимое настроение — торжественности или камерности, деловитости или раскованности...

 

*

 

Каждый художник работает, доверяясь интуиции и собственному вкусу. Он — и ведущий, и ведомый на пути творчества. Но если суммировать плоды многих усилий, то можно заметить у них много общего, разглядеть “генеральные” линии в разнообразии исканий.

“Проектировать — значит подвергать осмыслению закономерности общественной жизни” — это утверждение справедливо и по отношению к интерьерам. И возможно, что к ним прежде всего.

И. Лубенников. Роспись в интерьере фабрики «Трёхгорка». Москва. Роспись уничтожена.
И. Лубенников. Роспись в интерьере фабрики «Трёхгорка». Москва. Роспись уничтожена.

 

Среди интерьеров, созданных художниками-монументалистами, выделяются работы, оформленные “в традициях”. Словно утратив вкус к тотальному переустройству жизни на новый лад, художники ищут опору в “наследовании”, в традиционно-вековых ценностях культуры. И не в последнюю очередь — в традициях русской культуры.

 

Как правило, актуализация наследия возникает там, где нарушен баланс динамических и стабильно-устойчивых реакций культуры. Пик настроений такого рода мы пережили в конце 70-х годов. Сегодня, в 90-х, похоже, мы снова наблюдаем возрождение интереса к собственному прошлому, каким бы оно нам, с высоты нового знания, ни казалось.

 

“Русский стиль” в современных интерьерах — явление непростое. В мутном потоке откровенно циничных “заимствований”, рассчитанных на невзыскательный вкус заезжих иностранцев, нелегко разглядеть серьёзные попытки обращения к собственной истории и культуре.

Однако они есть, и именно они определяют качественный уровень и наиболее характерные черты этой тенденции.

М. Антохина (ск. С. Казанцев). Интерьер голубой гостиной в Московском Коммерческом клубе.
М. Антохина (ск. С. Казанцев). Интерьер голубой гостиной в Московском Коммерческом клубе.

 

Первое, что обращает на себя внимание, — разнообразие форм в рамках одного стиля. Общий корень здесь не помеха для произрастания кроны, расцвеченной всеми цветами национально-исторических ассоциаций. Мотивы древнерусской “высокой”, “княжеской” культуры и народно-фольклорные представления; храмово-соборные, репрезентативные пространства “ритуала” и бытовые; традиции, уходящие в глубь веков и возвращающиеся к нам из недавнего, но уже ушедшего в историю времени... Каждый делает свой выбор, обнаруживая заинтересованное отношение и избирательность в подходе к пониманию “русского стиля”. А вместе — они раскрепощают наше сознание, приучая к объёмному видению исторического прошлого.

 

Историзм мышления — важнейшее завоевание нашего времени. Потребность рассматривать себя в едином ряду “прошлое — настоящее — будущее” стала органичным и осознанным движением современной художественной мысли. В зеркале истории ищем мы ответы на современные вопросы. Кто мы? Сегодня это самый болезненный вопрос, и каждая попытка ответа на него — в полемической ли статье, философском труде или художественных образах—это ещё один шаг на нелёгком пути самопознания.

 

Наталья Иванова

Журнал «Декоративное искусство» № 6, 1991 г.

 

На аватаре: А. Васнецов. Интерьер «Русского ресторана» в Центре международной торговли в Москве. Красный зал.

Фотографии взяты из журнала «Декоративное искусство» № 6, 1991 г.