Кусочек угля в руках художника превращает бумагу в произведение искусства, которое хранится всю жизнь и переходит по наследству. Художник одухотворяет (наполняет духовным содержанием) предметы материального мира. «Телесное емлет пользу, бестелесное составляет суть бытия» (Лао-Цзы).

КАК ЗАКРЕПИТЬ РИСУНОК УГЛЁМ

Достоинство рисунков, выполненных углём,— тоновая насыщенность, прозрачность, подвижность в работе, лёгкость исправления — при длительном хранении часто оборачивается недостатком: рисунки стираются, пачкают лежащие с ними листы.

Для закрепления рисунков, выполненных углём, применяют снятое молоко, процеженное через марлю и сильно разбавленное водой. Иногда используют слабый раствор сахара, а также желатина на спирту. Наилучшим закрепителем считается раствор канифоли в спирте, денатурате или бензине.

Кусочек канифоли величиной с грецкий орех помещают в стакан с растворителем. Полученным раствором опрыскивают с помощью пульверизатора горизонтально положенный рисунок, причём рука с пульверизатором должна находиться за пределами рисунка. При необходимости закрепление повторяют несколько раз. Если после высыхания фиксатива уголь не пачкается — значит рисунок закреплён хорошо.

В специальных магазинах продается готовый фиксатив для угля. Иногда используют в качестве фиксатива фабричный лак для волос. Его состав примерно тот же, что и у фиксатива для угля, но ароматические добавки со временем могут невыгодно сказаться на качестве рисунка.

Некоторые художники предварительно готовят бумагу под уголь. Для этого её покрывают двумя слоями жидкого желатина. После высыхания клея на бумаге можно работать. Рисунок, выполненный на такой бумаге, по окончании держат над паром, чтобы клей растопился и обволок частички угля. Так происходит закрепление, или фиксация, угля.

Изредка художники рисуют углём, пропитанным льняным маслом. Для этого древесный уголь оставляют на сутки в сосуде с льняным отбеленным маслом (для Живописи), затем промокательной бумагой удаляют излишки масла. Через несколько часов материал готов. Рисунки углём, выполненные таким способом, не нуждаются в консервации; они долго сохраняются, но при этом частично утрачивают свои привлекательные свойства, прежде всего нежность и плавность переходов из одного тона в другой.