Гремитских Владимир Георгиевич - Смотреть все работы автора
увеличить изображение
Моркваши
Холст, масло
Размеры в см: 30х38
Год создания: 1948
Стоимость: 300000 руб.
Местонахождение: Россия, Москва
Моркваши - село в Жигулях, в советское время в Куйбышевской, а сейчас в Самарской области.

Из коллекции Александра Гремитских.
С холста так и веет духом того времени: бедного, но оптимистичного.
Дончевский Григорий
Ну, во-первых, Ольга, где это Вы видели чтобы селяне выносили прямо туалет на людную улицу, да ещё и красили его в белый цвет? Туалет на задворках ставят и никогда в белый цвет не красят. На самом деле это белый летний ларёк перед которым стоит мужик, собирающийся что-то купить (правой рукой он в карман лезет, видать за деньгами. Движение это художник передал прекрасно).
Если приглядеться, то видно, что ларёк накрыт белым тентом с многочисленными полукруглыми краями окантовки, что и по теням от тента видно.
Во-вторых, это не картина, а односеансовый этюд, но не в этом дело. "Туалет" интересовал художника как центр композиции, как мощный камертон, позволяющий передать жаркий летний день и одновременно подчеркнуть движение людей по улице.
Приглядитесь, люди-то все в движении!
Вон на дальнем плане мужик в синей рубахе, в штанах цвета хаки и в серой кепке разговаривает с бабой в белой блузке, они головы друг к другу наклонили, а их позы именно о беседе и говорят.
Справа баба в серой юбке и белой блузке переходит улицу. За её спиной от нас идёт мужик в тёмно-коричневой безрукавке, синих штанах и белой рубахе навыпуск...
За мужиком, что стоит перед ларьком и лезет в карман, справа от нас, стоит баба в белом платке, красной кофте и зелёной юбке - это второй мощный камертон, держащий всю композицию. А слева от мужика, лезущего в карман, стоит ещё один мужик в светлой кепке, чёрной безрукавке и серой рубахе - это, видимо, очередь в "туалет".
Сам же "туалет" приставлен к сельскому магазинчику (он не похож на другие избы). Так что тут мы имеем дело с выездной городской торговлей. Это разборный торговый павильон из покрашенной белой краской фанеры, приехавший на лето из Самары. Входная дверь с окошком над ней в левой части "туалета" смотрит прямо на зрителя.
И последнее: известь вступает в реакцию с водой, поэтому ей ничего не красят. Побелка - это разведённый водой мел, который смоет первый же дождь. Впрочем, знать это Вы, как не строитель, не обязаны.
Гремитских Александр Владимирович
Простые дома, как и положено в селе, и зачем-то на переднем плане туалет, покрашенный извёсткой, будто нельзя было найти поприятней что-то для картины.
Ольга Щербинина