Выставка произведений В.Н. Челинцевой в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева
Рубрика «ХУДОЖНИК информирует». Журнал «Художник» № 1 за 1984 год
САРАТОВ
В апреле—мае 1983 года в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева состоялась выставка произведений В. Челинцевой (1905—1981). Экспозиция, включавшая работы, созданные начиная с 1930-х годов, подвела итог напряжённого творческого труда художницы.
Уроженка Хвалынска, Валентина Николаевна Челинцева по рекомендации Н. К. Крупской в 1924 году была принята в Саратовский государственный художественно-промышленный техникум. Образование завершила в Ленинграде, на графическом факультете Академии художеств, и в Москве, в полиграфическом институте. Окончив его, уехала в Челябинск, жила и работала там до 1972 года, последнее десятилетие провела в Саратове.
Душевная щедрость, острая наблюдательность, историко-художественная эрудиция, высокое профессиональное мастерство нашли своё выражение в книжной графике Челинцевой. Начиная с 1934 года она активно сотрудничала с различными издательствами страны. Представленные на выставке книги, циклы оригиналов иллюстраций достаточно полно раскрывают эту область её творчества. Большая часть изданий адресована детям. Особый интерес вызывают книги «Окся-труженица» и «Северин едет по тундре», в которых Челинцева выступила и иллюстратором, и соавтором текста.
Центральное место в наследии художницы занимает станковая графика. В большеформатных листах (гуаши, офорты, пастели) она наиболее полно воплотила своё представление о мире, свои тревоги, радости, размышления.
Экспозиция дала возможность проследить творческую эволюцию Челинцевой. Немногочисленные работы 30-х годов отмечены высоким уровнем исполнения («Автопортрет», 1936).
В 40-е — 50-е годы творчество художницы развивалось в русле общих исканий советской графики этого периода. Поворотным моментом в сложении индивидуального стиля явился для Челинцевой рубеж 50-х — 60-х годов. В это время она много путешествовала. Поездка в Заполярье, Румынию и Среднюю Азию, во Францию воплотились в циклах рисунков.
Особенно значимыми для последующего развития художницы явились «северная» и «парижская» серии, где запечатлены наполненные острой социальной характеристикой образы парижан («Безработный») и героизированные портреты жителей советского Севера («Дочь Севера»).
Страстным протестом наполнены антивоенные работы Челинцевой: созданная в начале 1960-х годов серия чёрных гуашей «Война не повторится!», пронизанная сложной символикой «латвийская» серия («Саласпилс», «Реквием», «Танец», 1975—1976), лист «Миру не нужна нейтронная бомба!» (1977).
Не будет преувеличением сказать, что 1970-е годы наиболее плодотворные в творчестве Челинцевой. Она занималась офортом, писала пастели, создавала живописные произведения, скульптуры, работала над монографией по теории искусства.
Дух эксперимента в её листах соседствует со стремлением поделиться сокровенными раздумьями о смысле жизни. Сами названия произведений порою сродни названиям философских притч: «Подчас мы в жизни перечёркиваем главное», «Проверь себя» и т. д.
Воспевание жизни — лейтмотив скульптурных и живописных произведений художницы. Романтичны образы её деревянной скульптуры («Рыбак», «Белая роза»). Насыщенность художественными реминисценциями — от Ренессанса до саратовцев В. Борисова-Мусатова и П. Кузнецова — отличает её живопись.
Н. Линевская
Подробнее о Валентине Николаевне Челинцевой: https://mediazavod.ru/articles/daily/kultura/129043/
Работы В.Н. Челинцевой:
1933 год
1958 год
1960 год
1961 год
1964 год
1971 год
1977 год
1978 год