Портрет современника. О творчестве ленинградского скульптора Василия Астапова. увеличить изображение
Портрет современника. О творчестве ленинградского скульптора Василия Астапова.

 

В творчестве ленинградского скульптора Василия Павловича Астапова жанр пор.рета занимает особое место. Ему позируют люди разных поколений, неодинаковых профессий, и все же в его портретной галерее есть единство: большинство изображённых наделены сильным характером, ярким темпераментом, внутренней энергией. Эти качества присущи и самому скульптору. Астапов никогда не изображает человека, который ему безразличен, поэтому среди созданных им нет равнодушных, поверхностных портретов.

 

Подобное отношение к труду выработано всей жизнью скульптора. Он родился в 1918 году в рабочей семье в г. Грозном, с детства увлекался лепкой и поэзией. И хотя выбрал скульптуру, никогда не переставал писать стихи. В 1937 году Астапов поступил в Одесское художественное училище, но закончить его не успел — пошёл добровольцем на войну с белофиннами. Во время Великой Отечественной войны сражался танкистом на Ленинградском фронте. В перерывах между боями находил возможность лепить, ещё дороже в те годы стала для него поэзия. Необыкновенной силой отличаются его военные стихи. Именно они сблизили Астапова с Ольгой Берггольц, Михаилом Дудиным, дружба с которым сохранилась на всю жизнь.

 

После войны сбылась мечта — он поступил в институт имени И. Е. Репина, где занимался у В. Синайского.

Окончив институт, скульптор активно включается в художественную жизнь страны, с пятидесятых годов его произведения — в основном портреты — постоянно появляются на выставках. Уже тогда обозначилась существенная черта творческой индивидуальности Астапова — модели для портретируемых он ищет среди людей, чья биография неразрывно связана с жизнью страны, людей яркой и интересной судьбы.

Одна из первых работ, получивших известность, — портрет старого большевика X.П. Чернокозова, участника революций, друга Н. Островского, человека, за плечами которого нелёгкая, полная борьбы жизнь. Композиция произведения восходит к классическим образцам. Лицо внешне спокойно, но пристальный взгляд из-под нахмуренных густых бровей, чётко очерченный подбородок, твёрдая складка губ дают представление о характере волевом, решительном, энергичном. Астаповым сознательно подчеркнуты здесь именно те черты, которые являются типичными для революционера-большевика.

Важно, что уже в самых ранних работах скульптор стремится к обобщению, которое позволяет через индивидуальное раскрыть типическое.

На выставке скульптур Василия Астапова
На выставке скульптур Василия Астапова

С годами растёт мастерство Астапова, обогащается пластический язык. Если портреты пятидесятых годов были ещё очень традиционны по пластике, однообразны по композиции, то в дальнейшем скульптор стремится добиться большей экспрессии. Особое  внимание он уделяет композиции портрета, в каждом случае старается найти оригинальное решение, исходя из характера модели.

 Своеобразно построен портрет М. Дудина. Голова поэта поднята и немного откинута назад, взгляд устремлён вдаль, линия плеч только намечена краем воротника, что зрительно удлиняет шею, и скульптура благодаря этому обретает особую лёгкость. Подобный приём передаёт порывистость, стремительность, свойственные Дудину, помогает раскрыть состояние творческого вдохновения поэта.

 

Портреты художников слова занимают в искусстве Астапова заметное место, что, видимо, обусловлено его собственным увлечением поэзией. Ему позировали А. Ахматова, О. Берггольц, Р. Гамзатов, С. Орлов, К. Кулиев, Д. Кугультинов — всего эта серия насчитывает более двадцати произведений.

В. П. Астапов, Анна Ахматова  Бронза, 1964 г.
В. П. Астапов, Анна Ахматова Бронза, 1964 г.

Портрет писателя А. Югова глубоко психологичен. Резко запрокинутая голова, сведённые брови выявляют страстность, сильный темперамент писателя — человека огромной воли. Впечатление внутренней напряжённости, драматизма усиливает свободная, динамичная манера лепки.

Иначе решается образ башкирского поэта М. Карима. По сравнению с портретом Югова он может показаться даже несколько статичным, здесь нет активного движения, наклон головы едва заметен. Это спокойствие, а также задумчивый взгляд чуть прищуренных глаз создают образ мыслителя, полного внутренней сосредоточенности. Портрет, построенный на сочетании крупных скульптурных масс, оживляет тонкая и выразительная «импрессионистическая» лепка.

В. П. Астапов, Садовник Фёдор. 1981 г.
В. П. Астапов, Садовник Фёдор. 1981 г.

На этих примерах хорошо видно, как усложняется формальное решение произведений. Астапов уже не стремится детально проработать форму, не боится в чём-то отступить от законов анатомии, какие-то черты усилить, заострить; скульптор обращает гораздо большее внимание и на манеру лепки, трактовку поверхности. Выбор тех или иных выразительных средств всегда обусловлен «содержанием», характером модели. Иногда её особенности заставляют отказаться от пластического богатства «импрессионистической» манеры и решить образ в чёткой и лаконичной форме.

Именно так выполнен портрет Ю. Рогачёва, строителя Красноярской ГЭС. Это один из серии портретов, явившейся результатом творческой командировки скульптора в Красноярск. Стремясь отразить то общее, что присуще строителям — твёрдость, волю, упорство в преодолении трудностей, — скульптор показывает характер решительный, властный, суровый. Причём говорит об этом не только выражение лица, не только уверенная, прямая посадка головы, но и сам пластический язык, в данном случае подчёркнуто строгий.

 

В творчестве Астапова много портретов рабочих, в которых он ценит те же свойства, что и в людях искусства — созидательное, творческое начало, активное отношение к жизни. Типичным образом представителя современного рабочего класса воспринимается портрет лауреата Ленинской премии, слесаря-сборщика Н. Сологубова, сочетающего в себе силу характера с высоким интеллектом.

 

В портретной галерее Астапова не только люди нашей страны, его искусство по-настоящему интернационально. Один из примеров того — «индийская» серия, в которую входят портреты М. Ганди, Д. Неру, Р. Тагора, индийских студентов, получающих образование в Ленинграде.

В. П. Астапов, Махатма Ганди
В. П. Астапов, Махатма Ганди

В. П. Астапов, Джавахарлал Неру
В. П. Астапов, Джавахарлал Неру

В. П. Астапов, Рабиндранат Тагор
В. П. Астапов, Рабиндранат Тагор

В. П. Астапов, Редьярд Киплинг
В. П. Астапов, Редьярд Киплинг

Женских портретов у скульптора очень мало. Такое качество, как мягкость, если оно присуще его модели, Астапов не акцентирует, лирические интонации не свойственны его творчеству. Жизнь он понимает прежде всего как борьбу и как труд — повседневный, напряжённый, требующий от человека упорства, воли и твёрдости. Это мироощущение и пронизывает всю созданную им портретную галерею.

Даже портрет матери скульптор решает нетрадиционно, в нём нет той мягкости и нежности, которые связываются у нас обычно с понятием материнства.

Произведение создано в 1963 году, но при взгляде на него невольно вспоминаются судьбы женщин военного времени. Образ матери поражает своим внутренним напряжением, весь облик говорит о тяжёлой, полной испытаний жизни. Трагически сведённые брови, сжатые губы, опущенный взгляд придают её лицу выражение скорби. Но гордо поднятая голова, чётко очерченный, выдвинутый вперёд подбородок выявляют огромную силу духа. В лепке лица в отличие от ранних портретов нет тщательной проработки формы, но подчёркнуты отдельные детали. Скульптор усиливает излом бровей, складки в углах рта, добиваясь предельной экспрессии. Портрет матери, соединяющий эмоциональность с глубиной содержания, можно отнести к лучшим работам Астапова.

 

Портреты — главный, но в то же время не единственный жанр, в котором работает Астапов. Он — автор композиционных и монументальных произведений, многие из них тоже портретны в своей основе. Несколько лет трудился скульптор над образом С. Орлова, он интересовал Астапова и как поэт, и как человек огромного мужества. Оба они в войну были танкистами, поэтому свой труд скульптор понимал как дань собрату по оружию. Было создано несколько вариантов, один из которых послужил основой для памятника Орлову на его родине в Белозерске.

В. П. Астапов, Сергей Орлов Тонированный гипс. 1977 г.
В. П. Астапов, Сергей Орлов Тонированный гипс. 1977 г.

Открытие памятника поэту С.С. Орлову в Белозёрске. 1981 г.
Открытие памятника поэту С.С. Орлову в Белозёрске. 1981 г.

К числу самых значительных произведений Астапова относится «Интернационал». Оно тоже начиналось как портрет. Образ Эжена Потье, автора знаменитого революционного гимна, давно интересовал художника. Портрет он пробовал выполнить в разных материалах, но ни один из вариантов не удовлетворил его до конца. В конце концов работа вылилась в монументальную трёхметровую фигуру поэта и была названа «Интернационал». Действительно, содержание скульптуры перерастает рамки портрета, фигура Э. Потье как бы олицетворяет собой первые строки песни: «Вставай, проклятьем заклеймённый!..»

 

Если в «Интернационале» воплощены напряжение борьбы, революционный порыв, то работа «Думы солдатские» решена подчёркнуто сдержанно. Ёмкая мысль выражена через простой сюжетный мотив. Образ солдата, задумчиво сидящего со сломанным колосом в ладонях, прост и проникновенен. Композиции Астапова — это размышления о красоте жизни, которую особенно остро ощущаешь в тяжёлое военное время, о бесчеловечности войны, губительной для всего живого, о стойкости людей, перенёсших все испытания тех лет. Прекрасно найдено движение рук — большие, сильные, даже чуть грубоватые, с трогательной бережностью держат они колос. В этом, казалось бы, незначительном жесте выразилось отношение человека к своей родной земле, на которой он живет, трудится и которую готов защищать, если нужно, с оружием в руках. Скульптура эта, такая, на первый взгляд, необычная для Астапова, приглушённостью интонации продолжает по существу основную тему его творчества — воспевание духовной красоты советского человека.

 

Произведения Астапова являются заметным вкладом в советскую скульптуру, вкладом, получившим недавно высокую оценку: в 1981 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина. Это не только признание заслуг, но и стимул к дальнейшим поискам и свершениям в искусстве.

 

О. СЕРЕБРОВСКАЯ

Журнал «Художник» № 5, 1984 г.

 

В. П. Астапов, Николай Константинович Рерих
В. П. Астапов, Николай Константинович Рерих

В. П. Астапов, Святослав Николаевич Рерих
В. П. Астапов, Святослав Николаевич Рерих

В. П. Астапов, Индира Приядаршини Ганди
В. П. Астапов, Индира Приядаршини Ганди

В. П. Астапов, Мать Тереза
В. П. Астапов, Мать Тереза