Конкурс детского творчества, посвящённый Дню защиты детей. Сроки проведения с 2 апреля по 2 июня 2021 года.
Статьи
Скульптура из стекла. История стеклодувного дела в России. увеличить изображение
Скульптура из стекла. История стеклодувного дела в России.

 

Тяга к творчеству в настоящее время велика. Чеканка, резьба по дереву, керамика, ткачество— чем только не занимаются в кружках и дома. Но есть область искусства, которая осталась вне поля зрения самодеятельных художников из-за своей кажущейся сложности, хотя на самом деле она вполне доступна каждому художнику-любителю. Речь идёт о стеклодувном деле, имеющем давние традиции. И прежде чем в следующей нашей статье последовательно изложить процесс изготовления скульптуры из стекла, мы хотим кратко рассказать историю этого дела.

 

Исследования последних лет указывают, что стеклодувное дело в России развивалось, как и во многих странах мира, в двух направлениях. Первое — изготовление технической аппаратуры — аптечной и лабораторной посуды, химических и физических приборов. Второе — выполнение всевозможных галантерейных изделий: бус, пуговиц, серёг, ёлочных украшений, забавных поделок. Изделия эти не всегда отличались высоким эстетическим качеством, но выполнялись, как правило, с большим мастерством и тонким пониманием характерных особенностей стекла как материала.

 

Стеклодувное дело в России возникло, по свидетельству его исследователей Д. И. Дьяконова и В. В. Лермантова, в середине XIX века.

Для обоснования этой даты они приводят рассказ одного из русских кустарей конца XIX века М. Г. Орлова: «Дело началось с 1848 года. В Карчевском уезде Тверской губернии существовал стекольный завод, на котором заправляли французы. Для гомеопатической аптеки в Москве понадобилось большое количество трубочек для крупинок, француз и показал приёмы ученику Григорию Семёновичу Орлову (отцу рассказчика.—Д. Д. и В. Л.). Работа проводилась на масляной лампе, сделанной из опрокинутой реторты с помощью паяльной трубки. Надо было дуть ртом, и когда трубка нагревалась, скорее бросать дуть и раздувать работу. Потом это дело перешло на Кругловский завод кн. Меньшиковых, и мало-помалу до 500 семейств кустарей в г. Клину и окрестностях стали им заниматься. В первое время Г. С. Орлов был единственным скупщиком изделий и поставщиком материалов. Главным продуктом были стеклянные бусы, которые наливались краской и зеркальным составом и расходились преимущественно на юге России. Затем работали большие шприцы-капельки и другие вещи для аптек, а вместо бус ёлочные украшения. Паяльные трубки постепенно заменены были мехами, а масло — салом, керосином, а лучше всего парафином; где можно, работали на газе. Однако цены так упали, что довольствовались заработком, начиная с 5 копеек в день».

 

Другой исследователь — П. А. Вихляев связывал возникновение стеклодувного дела в середине XIX века прежде всего с «камущным производством», существовавшим в это время в Дмитровском уезде Московской губернии. Он указывает, что некоторые кустари-камушники пытались изготовлять пустотелые бусы путём выдувания. (Камушное производство – народный промысел по изготовлению женских украшений и пуговиц из стекла. До настоящего времени сохранился лишь в селе Костино Дмитровского райна Московской области.)

 

Однако, кроме приведённых, имеются литературные источники, дающие возможность предположить, что стеклодувное дело в России возникло гораздо раньше. Так, И. Е. Забелин в своем известном труде «Домашний быт русских царей» сообщает, что в 1669 году по приказу царя Алексея Михайловича в пяти верстах от Москвы, в селе Измайлово, было основано производство посуды и художественных изделий из стекла для царского двора. Далее он приводит текст из описи имущества завода, сделанной в 1687 в связи со смертью приказчика. В этой описи, в частности, указывается: «В анбаре (опись снастей) к фигурному делу всяких запасов: пуд стекла тянутого с золотом и с финифтью, и с красками». Значит, кроме основного здания стеклозавода, где изготовлялась посуда непосредственно у печи гутным способом (т.е. способом изготовления изделий из стекла непосредственно около стекловаренной печи прямо из порции расплавленного стекла без дополнительной холодной обработки), имелось помещение амбарного типа, где занимались «фигурным делом». Возникает вопрос: для каких целей было натянуто это стекло? Каким образом оно употреблялось? Известно, что на Руси в XVII веке и, в частности, на Измайловском заводе, стеклоизделия с помощью цапф не декорировались. (Цапфа – монолитный стержень густоокрашенного стекла, применяющийся для окраски стекла при гутной выработке.)

Особенно любопытно упоминание о трубках стеклянных, которые в настоящее время принято называть «стеклодротом». Полые трубки могли быть заготовками для производства бисера, но слова: «семь трубок стеклянных, чем делают фигуры» говорят о том, что они были изготовлены для иных целей, а именно: для производства стеклодувных изделий.

 

Таким образом, анализ казённой описи дает основание считать, что уже в 1687 году на царском стекольном заводе в селе Измайлове существовало стеклодувное дело, которое в то время называлось «фигурным делом». Все припасы, указанные в описи, являлись сырьём или оборудованием для «фигурного дела». Так, «лампады, в которых горит масло», очевидно, были примитивными горелками. Ведь известно, что первые горелки были масляными, позднее появятся керосиновые и лишь в конце XIX и начало XX века — газовые. Очевидно, «фигурное дело» было поставлено широко, и, вероятно, изготовлялись там цветные изделия.

 

В XVII веке в России делали большое количество предметов, которые служили главным образом для забавы царской семьи и её гостей, так называемые «шутихи»— фигурные бокалы, кружки, во время питья из которых возникали различные курьёзы.

Возникает вопрос: не было ли «фигурное дело» производством таких «шутих»? Нет, так как сосуды-шутихи были всегда достаточно больших размеров, и для их производства не употреблялось тянутое стекло, тем более стеклянные трубки. Изделия же «фигурного дела» были прежде всего небольшого размера.

 

Откуда же пришло в Россию стеклодувное дело? Кто его основатель? В XVII—XVIII веках многие европейские страны производили стекло, подражающее венецианскому. Не являлась исключением и Россия. В частности, известно, что на Измайловском заводе с 1670 года работали мастера-«виницейцы», творчество которых не могло не наложить отпечаток на продукцию, выпускаемую заводом. Литературные источники отмечают, что эти мастера были высокого класса. Вероятно, владевшие секретом стеклодувного дела итальянские мастера имели русских учеников, которые впоследствии развили это искусство.

 

Литературные источники не дают возможности проследить дальнейшую судьбу «фигурного дела» стекольного завода села Измайлова. Оно могло исчезнуть вместе с прекращением функционирования завода, но могло перейти на другие стекольные заводы и существовать там в небольших размерах. Однако в литературе за период с конца XVII и до XIX века никаких сведений о существовании на Руси стеклодувного дела пока не обнаружено.

 

В конце XIX века кустари-стеклодувы работали не только в Клинской и Дмитровской волостях, но и в городах Твери, Серпухове, Подольске, Туле, Воронеже и др. Кустарное производство имело примитивное оборудование и выпускало простые виды изделий. Несмотря на быстрое развитие стеклодувного дела, потребность в изделиях покрывалась производством не более чем на 20 процентов.

 

Начало XX века ознаменовалось появлением первых стеклодувных мастерских, где изготовлялись уже довольно сложные технические изделия. Известны мастерские при заводе Начаева-Мальчева, мастерская Березина в Москве, Коптева в Хотькове и т. д.

Успехи русского стеклодувного дела в начало XX века тесно связаны с работами выдающегося русского химика В. Е. Тищенко, который проводил опытные плавки на стеклозаводе Н. Ритинга в Клину, а исследования свойств стекла — в химической лаборатории. В 1900 году на международной выставке в Париже новые стёкла, предназначенные для стеклодувного дела, получили широкое признание и были удостоены золотой медали. Интересный факт сообщает Н. Белобородов, что когда одна из колб от прибора для определения углерода выдержала большое число испытаний и когда было установлено, что русское стекло лучше немецкого — иенского, эксперт из Германии проф. О. Витт написал тревожную статыо о русском стекле. Он предостерегал немецких стеклозаводчиков и обращал их внимание на нового опасного конкурента.

 

Наряду с выполняющими техническую аппаратуру имелись отдельные мастера, изготовлявшие художественные изделия при помощи стеклодувной горелки. В Москве в дореволюционное время на вербную неделю на Красной площади устраивался большой праздничный базар. Писатель Александр Вьюрков в рассказе «Верба» пишет: «Большим успехом пользовался «на вербе» традиционный «морской житель» — стеклянный чёртик в пробирке. Вид чёртика был забавный: красные и белые рожки, лукавая улыбка, хвостик. Каждый раз базарные завсегдатаи присваивали чёртику фамилию какого-нибудь популярного общественного деятеля» .

 

Кроме «морских жителей» кустари изготовляли стеклянные самоварчики, бусы, ёлочные украшения, флакончики для духов и т. д. Игрушечные сервизы и отдельные миниатюрные предметы игрального характера были чрезвычайно популярны и бытовали в интеллигентных семьях. Они украшали горки и шифоньеры, ими играли дети состоятельных людей России. Изделия обычно выполнялись виртуозно, с большим знанием особенностей стекла как материала, о чём свидетельствуют экспонаты, сохранившиеся до наших дней в некоторых художественных музеях страны.

 

После Великой Октябрьской революции стеклодувное производство пришлось фактически создавать заново. Немногие мастерские, доставшиеся в наследство от дореволюционных времён, находились в жалком состоянии. Требовалась коренная реконструкция старых мастерских и постройка новых. Естественно, в годы гражданской войны молодому Советскому государству этого сделать не удалось.

Возрождение фактически началось с 1922 года, когда многие жители г. Клина и крестьяне окрестных сёл в свободное от работы время стали производить различные стеклянные изделия. Незамысловатость устройства стеклодувных горелок, работавших на керосине, давала возможность изготавливать изделия в домашних условиях.

Чтобы создать достаточную температуру для размягчения стекла, применяли дутьё при помощи ножных мехов. Отжиг производился в русской печи. Обычно закладывали в печь берёзовые дрова, на которые ставился железный таз со стеклодувными изделиями (изделия предварительно коптили). При нагревании копоть с изделий сходила, что являлось признаком достижения предельной температуры отжига. Среди старых стеклодувов этот способ определения температуры отжига пользуется большой популярностью до сих пор.

 

В 1930-е годы отдельные кустари-одиночки стали организовывать стеклодувные артели. Постепенно в деревнях Опалево, Голиково, Рогачёво Клинского района началось производство стеклодувных изделий. В Москве первая стеклодувная артель была организована в 1923 году, в это же время начинают выпуск продукции несколько мастерских Ленинграда.

 

В 1935 году Роспромсовет стал собирать мастеров-стеклодувов, изготовлявших до революции «рязанские бусы», и организовывать первые мастерские по производству ёлочных украшений и других художественных изделий. В 1936—1937 годах мастерские были организованы в Клину. У клинских мастеров был опыт: уже в советское время многие из них вырабатывали бисер и «жемчуг», т. е. стеклянные бусины, покрываемые изнутри патом. (Пат – это краска, получаемая из рыбьей чешуи и служащая для окраски стекла под жемчуг.)

 

С 1944 года стеклодувное производство начало возрождаться на новой, более совершенной базе. Роспромсоветом были организованы специальные комиссии и бригады по восстановлению многих видов народного творчества, в том числе и стеклодувного. Были восстановлены старые стеклодувные артели в Клину, в сёлах Высоковское, Голиково, Спирово, Завидово и др.

К 1956 году их насчитывалось более 25. Причём многие из них были организованы в тех местах, где раньше подобного производства никогда не было, например, в Северной Осетии, в Курской и Орловской областях.

 

В 50-х годах ленинградский художник Л. Сморган начал изготовление мелкой пластики из стеклянных монолитных стерженьков. Им был выполнен целый ряд анималистических скульптур и гротескных фигурок.

Несколько позже — в 1959 г. — на львовской стекольной фирме «Радуга» инженером В. Гинзбургом был налажен массовый выпуск стеклянной пластики из монолитных стержней.

В 1967 году молодые художники М. Маршумов и И. Маршумова наладили выпуск стеклодувных художественных изделий на заводе «Стеклоремонт» в Клину. Там изготовляются бокалы, фужеры и декоративные скульптурки.

В настоящее время в области мелкой стеклянной пластики успешно работают москвичи П. Фёдоров, А. Пожаров, А. Петушков, В. Уваров, И. Витухин, Л. Волков, ленинградцы С. Алифанов, Н. Голубев, Н. Хохлов, свердловчанин А. Царьков и другие.

Выполнение стеклодувных изделий представляет определенный интерес не только для профессиональных мастеров-стеклодувов, но и для художников.

 

Ю. СЕРГЕЕВ

Журнал «Художник» № 5, 1984 г.