Открытие совместной выставки московских и томских художников

Два ответственных рубежа было в жизни коллектива художников Томска за минувший год.

23 сентября 1983 года в Москве состоялось открытие выставки «Томская земля — преображённый край». 2 января 1984 года экспозиция была развернута в залах музея Томска.

Напряжённая работа всех членов нашей организации, которой отдано было столько сил за последние пять лет, подошла к завершению. Определённый этап пройден. И, переходя из зала в зал, всматриваясь в живописные полотна, графические листы, скульптуры, произведения декоративно-прикладного раздела, мы вправе остановиться, подумать, вспомнить путь коллектива от истока до устья, осознать и основные направления нашей работы, и место в современном мире.

Проследим, как рос и развивался наш творческий коллектив со времени организации зональных выставок «Сибирь социалистическая». 1964 год. Новосибирск — первая зональная художественная выставка, участвует лишь 10 человек из Томска.

1980 год. Барнаул — пятая зональная, участвует 78 авторов.

Произведения наших художников входят ныне в экспозицию всех республиканских и многих всесоюзных выставок. А полотна и графические листы Ал. Шумилкииа, Г. Завьялова, В. Черенина, Т. Бельчиковой, В. Попова, Н. Белянова, Т. Беглюк не раз представляли искусство страны за рубежом.

Работы наших мастеров получили общественное признание, стали достоянием музеев — можно назвать картины А. Шумилкина, М. Горбатенко, В. Черенина, В. Попова, Г. Ламанова, В. Котовой, можно вспомнить скульптурные композиции о народах Севера В. Муштаковой, линогравюры о геологах и нефтеразведчиках В. Гроховского.

Запомнилась особо выставка «Сибирь социалистическая» во Дворце зрелищ и спорта в Томске, в 1975 году, пленум правления Союза художников РСФСР. Это была знаменательная веха в культурной жизни города. В подготовке и проведении праздника изобразительного искусства на томской земле участвовал весь коллектив. Огромную помощь оказали партийные и советские организации.

Первый секретарь Томского обкома КПСС тов. Е. К. Лигачёв выступил тогда с большим содержательным докладом. Говоря о перспективах культурного созидания в Сибири, он сказал: «Речь идёт не только о строительстве новых учреждений — это делается и будет делаться впредь, — мы ставим перед собою цель осуществить всеохватывающую систему эстетического воспитания трудящихся. И важную роль мы отводим в этом советскому изобразительному искусству».

 

Художники Сибири отчётливо сознают свои задачи. Мы живём в особое время — суровое, грозное, прекрасное. Устремлённость в будущее нашей великой страны, исполинские свершения народа, на огромных пространствах преображающего землю и жизнь, битва за мир, собирающая под свои знамёна людей доброй воли всех континентов, высокая память о Великой Отечественной наполняют сознание и сердце чувством ответственности, требуют соответствия духовных масштабов и критериев. Мы понимаем: главная цель творчества высока и достойна — участие в создании нового мира и нового человека.

И мы, художники, должны говорить языком искусства, языком линий, красок, ритмов о наших днях. Мы обязаны рассказать потомкам о своём времени, о героике славных дел, а их в Сибири и на томской земле — не счесть. Идёт стремительное преобразование огромного края. Создать летопись, достойную его людей,— почётная задача, и над решением её мы будем трудиться, не щадя анергии и сил.

 

Художественная выставка «Томская земля — преображённый край» одна из глав этой летописи. Впервые в сотрудничестве с московскими художниками мы запланировали и провели в Москве и Томске тематическую экспозицию о нашем крае.

Сибирь, ставшая ареной грандиозного строительства, не могла не взволновать художников, увидавших всё — и новую землю, и новое небо — воочию. Замыслы и эскизы, как правило, согласовывали с заказчиком. А заказчик у нас в Сибири — народ деловой, творческий, мыслящий, эрудированный, общение с ним всегда много даёт.

 

Хочется привести для примера восхищённый отзыв живописца А. Крымского из Москвы, который работал над темой, посвящённой декабристу Г. Батенкову. Просматривая эскизы художника, управляющий строительством П. Пронягин давал ему советы, делился соображениями о трактовке сюжета, о понимании истории.

 

И художник Павел Судаков приезжал из Москвы писать портрет лауреата Государственной премии старейшего академика Д. Яблокова. Приведу его слова: «Я был очарован городом и людьми. Очарован Д. Яблоковым, олицетворяющим собой энергию пытливой мысли, живую совесть. Нравственное чувство, внутреннее благородство, мужество и бескорыстие — основные качества подлинных учёных встретил я в этом необычайно интересном человеке, полном жизни и сил в 83 года».

 

Подобные контакты расширяют сознание, укрепляют нравственную ось искусства. Красоту, стать и особый характер человека, живущего и работающего в суровом климате Сибири, одолевающего испытания каждого дня, открывали для себя, утверждали языком живописи и графики художники Томска и Москвы. Можно назвать здесь картины Ю. Обидиентова «Утро Химстроя. Бригада Л. Таюкиной.», Н. Зайцева «Строжевой. Бригада Новика», В. Мухаметшина «Комсомольско-молодёжная бригада бурового мастера И. Самара». И групповой портрет пилотов Стрежевского аэропорта художника В. Дорофеева, воплотившего на холсте новь нашего Севера, людей молодого города нефтяников. А новь села сибирского — в произведениях живописца Я. Панова.

Выезжая на рыбацкие пески, на могучую сибирскую реку Обь, художник Г. Ламанов создал «Портрет рыбачки». В ней видна особая осанка гордости трудом, независимость.

 

На полотнах и в графических листах мастеров воссоздан эпический образ Сибири — земли надёжных людей, самоотверженного труда.

 

Для выставки «Томская земля — преображённый край» я написал два портрета. Обходчика нефтетрассы Ц. Антонюка встретил в северном районе области. Здесь прокладывали в 70-е годы крупнейший в стране нефтепровод «Александровское — Томск — Анжеро-Судженск». База строителей была в поселке Вертикос. Помню, вагончики-балки, рядом вездеходы, тракторы и вертолётная площадка. Среди рабочих нефтепровода был очень интересный человек Антонюк Цезарь. В свободные часы он увлекался охотой и чтением книг. Таким я увидел его, таким изобразил. Он приехал с Украины, полюбил Сибирь по-настоящему, после завершения строительства стал обходчиком.

 

Портрет Героя Социалистического Труда А. Лавровой я писал в Томске на заводе резиновой обуви, где она работает много лет. Скромная, душевная женщина — наставник молодёжи. И мне хотелось передать душевную красоту, черты её материнского характера.

 

Что же обретает художник в творческих командировках, в поездках в дальние дали страны к своим героям?

Более широкие горизонты Родины, духовные и географические? Бесспорно. Творческий импульс, стимул творческих сил? Очевидно.

Критерий своего труда, соотнесённого не только с категориями искусства, но и с сутью самой жизни в её высших проявлениях — преодоления, познания, восхождения, совершенствования? Да, и это тоже, разумеется.

И есть еще одна грань проблемы, имеющая огромное значение,— это сопричастность созидательной энергии Сибири, напряжённой высокой духовной атмосфере, возникающей, когда человек стремится превзойти самого себя, чтобы сделать всё, как надо, как совесть велит. Люди Сибири — её основное богатство, и я, как и художники Томска и Москвы, счастлив тем, что стал сопричастным их в полном смысле героическому труду.

 

Вот о чём думаешь в этой связи. В партийных документах закономерно идёт речь о воплощении лучших черт советского характера средствами искусства, о том, что новое поколение советских людей нуждается в близком по духу и времени положительном герое, который влиял бы на поступки людей, отражал бы судьбы народные. И не случайно в решениях партии особо означена проблема создания яркого образа человека труда. Мы знаем — подлинный герой в искусстве далёк от примитивной схемы, ибо у него есть интереснейшие реальные прототипы.

В Сибири есть люди, чей труд — подвиг. Настоящий портрет современного человека — большой судьбы, замечательного упорства — с помощью фотографии или слайда не создашь. Герои живут среди нас, им присуща духовная сила, они обладают лучшими качествами — нравственными и творческими, характерными для советских людей. И не случайно всё самое достойное, что мы видели на выставке «Томская земля — преображённый край», написано с натуры.

 

Герои живут среди нас. Что может сделать человек, обладающий творческим складом ума и целеустремленной волей, убеждают многие примеры руководителей трудовых коллективов Сибири.

Об одном из них и хочу сказать. Это также один из наших «заказчиков» — директор совхоза «Пойменный» К. Янкилевич. Он возглавил по существу совершенно неизведанное дело — новый тип производства по изготовлению кормов — и добился победы.

Годами на заливных лугах реки Обь сотни гектаров пышных трав пропадали зря. Годами близлежащий поселок Губино хирел, ветшал, молодёжь уезжала в город, и казалось, недалеко время, когда заколочены будут последние окна домов.

И вот по инициативе Томского обкома КПСС создаётся специальный совхоз «Пойменный», руководителем назначается К. Янкилевич. Человек сугубо городской, интеллигент до Мозга Костей, инженер одного из предприятий. Он взялся с душой за решение задачи вместе с сотрудниками комплекса, сконструировал и построил плавучие заводы на больших баржах, которые в летний период заготовляют корма. Теперь эта форма заготовок осваивается и в других областях. Директор совхоза оказался талантливым организатором. Важнейшей частью выполнения Продовольственной программы он считает социальное переустройство жизни и всестороннее развитие тружеников села. Он обратился в творческие союзы писателей и художников с просьбой оказать помощь. Вскоре Томская организация Союза художников РСФСР с совхозом «Пойменный» заключила договор о творческом содружестве. В поселке Губино мы передали в дар произведения и основали картинную галерею, помогли создать изостудию для детей, снабдили её некоторым оборудованием и материалами. Руководство совхоза намерено осуществить пристройку к зданию клуба для картинной галереи, намечает и в последующем приобретать для неё произведения искусства установить премию за лучшие работы на тему о сельских тружениках, ежегодно заказывать творческие портреты лучших людей, достойных высокого поощрения. Впереди и создание мемориала на селе в честь и славу павших за Родину. Надо ли говорить, что подобная форма творческого сотрудничества приносит и будет приносить взаимную пользу.

Директор совхоза К. Янкилевич на открытии галереи сказал перед народом хорошее слово. Помню этот торжественный час, поднятые знамёна, вручение премий труженикам села. Затем — встреча с художниками и концерт самодеятельности. Люди совхоза «Пойменный», что лежит у могучей сибирской реки, среди вековых кедрачей, с энтузиазмом и воодушевлением прокладывающие новые пути в сельском хозяйстве и бережно хранящие песни далекой старины, умеющие самозабвенно трудиться и сосредоточенно созерцать произведения искусства,— подлинные герои наших дней.

Испытывая чувство духовного родства с народом, коллектив художников Томска стремится воспевать жизнь и человека Сибири, сохранять и множить традиции советского искусства. На это направлены наши усилия, воля, мысль и труд.

 

К. ЗАЛОЗНЫЙ

Журнал «Художник» №8, 1984 г.