Многоликий наш современник. Ленинградский скульптор Николай Сергеевич Кочуков.
В ленинградской скульптуре с её высокой гражданственностью, гуманизмом, остротою ощущения главных тенденций времени прочное место занимают образы, созданные Николаем Кочуковым. Понимание новаторства как развития реалистической традиции отечественной скульптуры, верность природе как неиссякаемому источнику многообразия пластического языка стали для скульптора надежной основой творчества. Сам художник неоднократно подчёркивал, что главная его тема — современное промышленное предприятие, его люди. «Я всегда поражаюсь, как меняется человек в процессе труда,— говорит Кочуков, — Встретиться в обычной обстановке — вроде ничего нет замечательного. а увидишь в цехе — залюбуешься».
Однако среди героев произведении скульптора значительное место занимают деятели революционного движения, участники гражданской и Великой Отечественной войн, учёные, писатели, художники, ветераны труда и молодёжь, студенты, рабочие — многоликий наш современник.
Николай Сергеевич Кочуков родился в 1920 году в семье рабочего в городе Малоархангельске Курской области. Его учёбу в институте имени И. Е. Репина прервала Великая Отечественная война. Кочуков участвовал в боях под Сталинградом, сражался в танковых войсках на многих фронтах, победу встретил в Праге.
Институт закончил в 1950 году, выполнив дипломную работу «Портрет знатного кузнеца Кировского завода М. Игнатьева». Тогда, студентом-дипломником, он получил своё первый пропуск на Кировский завод, на долгие годы вошедший в его жизнь. Ещё в школьные годы он бывал в цехах Днепродзержинского металлургического завода, где работал отец.
Всё увиденное там прочно отложилось в памяти и, сплавившись с жизненным опытом, выковало непоколебимую позицию, утверждающую труд единственной мерой всех ценностей. Красной нитью проходит в искусстве художника образ труженика наших дней. Именно в работах. посвящённых ему, с наибольшей полнотой раскрылось направление исканий, наметились вехи творческого развития, в конечном счёте определилась индивидуальность скульптора.
Портреты 50-х годов были ещё композиционно однообразными, а неразработанность конструктивной связи объёмов зачастую вела к статичности образов, прямолинейности, однозначности характеристик.
С годами приходил опыт, оттачивалось то особое, «художническое» чувство, которое позволяло уловить в модели не только индивидуальное, но и черты времени. У Кочукова этот процесс активизировали общение с людьми, повседневная жизнь, чрезвычайно многообразная при его деятельной натуре.
Кочуков Николай Сергеевич «Портрет Богдановой» |
Было и ещё одно качество, способствующее творческому развитию скульптора,— поразительное трудолюбие. Свидетельство напряжённого, каждодневного труда художника — этюды с обнажённой натуры.
Следуя высоким гуманистическим традициям отечественного ваяния, он видит в модели прежде всего личность и стремится постичь закономерности пластического выражения её внутреннего склада, характера.
Кочуков Николай Сергеевич «Обнажённая» Бронза, гальванопластика. 36х11 см |
Работа над скульптурными этюдами идёт параллельно с рисунком. И этюды, и рисунки показывают стойкую приверженность художника натуре, сформированной трудом, ибо он — труд — формирует и личность. В образах рабочих, созданных в начале 60-х годов, скульптор Николай Кочуков раскрывает те новые черты и качества, в которых как бы отформовалось время с его властным велением совершенствования личности. Теперь уже недостаточно передать энергию и спокойную силу хозяев страны, надо показать их духовный рост.
В подобном ключе решен «Портрет Ю. А. Врублевского, новатора завода «Электросила» (1964, алюминий), где в основу образа положено интеллектуальное начало.
Во второй половине 60-х — начале 70-х годов чётко определилась тенденция к философскому осмыслению действительности, к усилению общественной значимости искусства, утверждающего высокие нравственные категории как критерий ценности личности. Духовная насыщенность образов требовала от искусства адекватной формы, способной стать пластическим выражением важных для общества качеств личности, но при этом передать индивидуальность.
Памятник Революционным морякам Балтики (П. Е. Дыбенко) Памятник был открыт в Кронштадте 2 ноября 1987 года. Скульптор: Кочуков Н. С. |
В этом смысле характерен «Портрет сталевара Кировского завода И. И. Сидорова» (1967, чугун). Его компактный, плотный объём властно утверждается в пространстве, передавая облик личности незаурядной и яркой, воплощающей волю, интеллект и неукротимый дух. Композиция пронизана единым чётким ритмом. Она строится на контрастном сопоставлении объёмов купола черепа с большим лбом и почти аскетического лица.
Смело, свободно моделирует скульптор это неповторимое лицо, мастерски используя светотень. Он не боится отойти от внешнего правдоподобия и снимает часть объёма щёк, заставив вместо него «работать» впадины-тени, подчеркивающие освещённый лоб — главный пластический акцент лица. Этот контраст усилен тенью глубоких глазниц. Чёткие линии носа и энергичный абрис губ подчинены тому же ритму. Скульптор мыслил портрет в чугуне. Только его тяжесть могла сделать объём полновесным, только его твёрдость могла сдержать напор пластической массы, словно рвущейся изнутри. Обнажённость приёма была здесь своего рода пластическим ходом, органично вводящим фактуру в ткань образа и усиливающим его эмоциональную насыщенность.
Кочуков Николай Сергеевич. Бюст М.И. Кутузова. Чугун, чеканка, покраска, литьё. |
Усложнённость внутреннего мира современного человека особенно ярко проявляется у молодёжи.
И в творчестве скульптора 70-е — начало 80-х годов стали в полном смысле слова «молодёжными». Живой и общительный, Кочуков легко находит пути к сердцам юных, умея серьёзно и доверительно побеседовать, расположить к себе. Заводские парни и девушки, спортсмены и студенты охотно приходят к нему в мастерскую, наполняя её свежим и чистым задором юности. Каждый из них по-своему интересен художнику, ибо открывает что-то очень важное для понимания духовного мира тех, кому лишь немного за двадцать.
Так, в «Молодом рабочем» (1969, алюминий) привлекает целеустремлённость, творческий импульс. В «Портрете рабочего Кировского завода спортсмена Л. Кибисова» (1970, бронза) гармонически слились ум, сила и внешнее обаяние.
«Молодой рабочий» (1972, бронза) интересен обнажённостью сильных чувств, артистизмом натуры атлетически сложенного парня, а образ в «Портрете молодого рабочего» (1974, бронза) покоряет лиризмом и поэтичностью.
Интеллектуальное и духовное начала синтезировались с волей и мужеством в «Портрете ленинградского рабочего» (1976, гранит). В «Портрете студента-заочника В. Кочана» (1977, мрамор) наряду с силой, уверенностью и даже лёгкой ироничностью современного умного и красивого парня проступают поэтическая приподнятость, романтическая устремлённость личности, раскрывается её эмоциональная активность.
Кочуков Николай Сергеевич. Памятник Б.Б. Голицыну. Санкт-Петербург. |
Каждый образ рождается в творческом воображении скульптора в определённом материале: живое, трепетное состояние роста, формирования полнее передаст пластичная, светоносная бронза; стабильность характера, волевая определённость натуры требуют гранита, а поэтическое начало в человеке подчеркнёт белоснежный, искрящийся мрамор.
«Красивое и светлое» в нашей молодёжи художник с особой проникновенностью утверждает в женских образах 70-х годов.
Одно из лучших произведений этой поры — «Портрет студентки» (1972, бронза, гранит), в котором органично соединились мечтания, надежды и волнения романтичной, тревожной юности.
Словно окутанное невидимой дымкой, как-то само собой возникает изнутри объёма лицо — воплощение чистой и светлой души. С девичьей скромностью, юная, она оберегает своё, сокровенное, боясь расплескать его во взоре, и трепетные веки прикрыли предательское «зеркало души» — глаза.
В их трактовке скульптор мастерски использует тень, включив её в художественную ткань образа. Возрастной период становления личности выявлен в портрете через внутреннее движение, динамику объёмов. Голова с узлом волос кажется тяжёлой на ещё не сформировавшейся, но с лёгкостью несущей свой «груз» шее. Потенциальное движение заключено и в наклоне головы, закреплённой на кубике-подставке лишь в одной точке. В движении и лицо: в чём-то оно ещё не утратило обаяния детства, но уже расцветает в нём очарование юности.
Кочуков Николай Сергеевич «Портрет работницы почты Наташи Корочкиной» Мрамор. 1977 г. |
Глубиной проникновения в суть образа к этому произведению близок «Портрет работницы почты Наташи Корочкиной» (1975, бронза, гранит). Раскрывая натуру возвышенную, поэтичную, композиция строится на плавном перетекании масс, гармоничном ритме силуэта. Бывают модели, к которым художник обращается снова и снова. Так, через два года он возвратился к портрету Наташи Корочкиной. Ушли с годами порывы юности, укрепилась и чётко выступила основа личности цельной, с глубоким интеллектом и сильным характером. Теперь в её облике много русской стати, а во взоре — душевной ясности. Изменения, произошедшие в модели, продиктовали воплощение образа в мраморе.
Своеобразную сюиту в творчество Кочукова составляют композиционные работы, посвященные молодёжи. В нее входят парные и однофигурные композиции.
Наиболее интересной представляется группа «Молодость» (1969. бронза), наполненная лирическим чувством. Она установлена в парке имени В.И. Ленина.
Игра лёгких теней и солнечных бликов на бронзе, воздух, окутывающий скульптуру, вводят её в природную среду, и она естественно живёт в окружении кряжистых вязов и нежных, гибких берёзок.
К этому ряду примыкают и «Пятиборец» (1984. медь, выколотка) — почти трёхметровая фигура спортсмена, поставленная на стадионе в г. Пензе, «Молодая работница» (1980, гранит).
Будучи художником разносторонних интересов в искусстве, скульптор обращается и к изображению обнажённого тела. Композиция «После работы» (1979, мрамор) овеяна покоем, миром и счастьем — счастьем здорового и красивого человека, для которого труд стал частицею его сущности, формой его бытия.
В пластике Кочукова есть ещё одна линия, пока менее заметная, чем другие, но, думается, весьма перспективная — камерная скульптура.
В этом плане решена небольшая композиция «Художник» (1907, бронза). Единым массивом, без пауз и разрывов входит в пространство монолитный объём грузной, чуть ссутулившейся фигуры. Наполненность формы, весомость скульптурной массы — главный пластический аргумент в утверждении значительности личности мудрого, когда-то сильного и крепкого, но уже стареющего человека.
Кочуков Николай Сергеевич «Художник» Бронза. 1967 г. |
Более двадцати лет работал скульптор над памятником М. В. Ломоносову.
Образ великого учёного задуман как символ становления отечественной науки.
Многочисленные эскизы показывают его постепенную трансформацию. В окончательном варианте («М. В. Ломоносов», 1979, гранит) Кочуков стремится к выявлению корней, истоков развития мощного интеллекта русского энциклопедиста и видит их в сплаве острого чувства гражданственности и патриотизма, в осознании своей роли в укреплении силы и могущества Родины.
Учёный представлен в зрелые годы, когда он возглавлял Российскую Академию наук, давшую миру многие открытия. Торжественная величавость в осанке и движениях сочетается с озарённостью лица, со строгой мудростью и высоким достоинством государственного деятеля. Современное прочтение образа не повлекло скульптора к поискам ультрасовременных пластических структур. Фигура Ломоносова выполнена в лучших традициях отечественной пластики. Значительность содержания здесь воплощается в монолитной цельности объёма, в строгой уравновешенности скульптурных масс, в наполненности, весомости формы.
Фигура вырублена из великолепного блока розового гранита, цвет которого вносит торжественную ноту, и памятник М. В. Ломоносову воспринимается как гимн величию русского гения. Монумент установлен в Ленинградской области, в городе, носящем имя учёного.
Памятник М.В. Ломоносову. Скульптор Н.С. Кочуков. Архитекторы А.И. Алымов, В.Н. Рощин. Открыт 12.11. 1985 г. Высота памятника - 400 см. |
Творчество Николая Сергеевича Кочукова — явление очень цельное, органически связанное с глубокими реалистическими традициями отечественной скульптуры. Но итоги подводить ещё рано: художник в расцвете творческих сил, мастерская полна начатых работ, интересны и увлекательны замыслы скульптора.
В. ГАПЕЕВА
Журнал «Художник» №8, 1984 г.