Итоги конкурсов
Статьи
Художник Геннадий Никитович Крапивин  увеличить изображение
Художник Геннадий Никитович Крапивин

К 40-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Путь боёв и труда

 

Геннадий Никитович Крапивин принадлежит к поколению людей, на плечи которых легли тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны и благородная миссия освобождения народов Европы от фашизма. Для Геннадия Крапивина этот путь боёв стал трудной школой познания и мужества, утверждения гражданских позиций.

 

Он родился в 1923 году в селе Малая Волчанка Каменского района Алтайского края. До 1941 года жил и учился в Новокузнецке. В изостудии Дома пионеров получил основы изобразительной грамоты от замечательного художника и педагога Даниила Алексеевича Перлова.

Многое дал ученикам этот беспокойный человек, и самое главное — привил безграничную любовь к искусству. В 1931 году на олимпиаде в Новокузнецке, областной выставке детского творчества в Новосибирске и на всероссийской в Москве молодой художник впервые получил почётные грамоты за работы.

Крапивин рос вместе с городом. Пафос труда первой пятилетки захватывал людей, наполнял душу паренька незабываемыми впечатлениями, которые потом, когда Геннадий Крапивин станет профессиональным художником, отразятся в живописных полотнах, об этом замечательном времени.

В годы Великий Отечественной войны лейтенант Г. Крапивин был командиром взвода, заместителем командира батареи. Тяжёлое ранение. Медсанбат. В 1943 году он поступил в Алма-Атинское художественное училище и закончил его за один год. Этому способствовала и громадная работоспособность. В течение четырёх лет он работает в «Товариществе художников», руководит изостудией во Дворце культуры металлургов Новокузнецка.

Стремление получить высшее художественное образование побуждает Крапивина в 1949 году уехать в Ригу п поступить в Академию художеств, которую он успешно закончил. Затем — работа в Нижнем Тагиле, в Барнауле.

Став членом Союза художников СССР, много лет преподавал в художественном училище и в пединституте Нижнего Тагила. В 1981 году состоялась персональная выставка Геннадия Крапивина, посвящённая 40-летию творческой деятельности. С заслуженным успехом она прошла в Новосибирске и многих городах области.

Г.Н. Крапивин Эскиз к картине «Урок»  1970-е годы
Г.Н. Крапивин Эскиз к картине «Урок» 1970-е годы

Творчество Крапивина включает две важнейшие темы — войны и мира, героики военных будней и мирного труда. Художник, сохранивший живую память о войне, создаёт произведения высокого эмоционального воздействия.

О патриотизме советских солдат рассказывает он в полотне «Коммунистами в бой», которое было экспонировано на многих выставках у нас в стране и в Чехословакии.

Народным мстителям посвящена картина «Партизанская семья». На холсте изображен весенний лес и молодой паренёк-кашевар. Военные дороги, смерть и лишения сделали его не по годам взрослым. Вот такие парнишки, рано познавшие ратный труд, после победы, на пепелищах и развалинах, будут строить новую жизнь.

Г.Н. Крапивин «Партизанская семья» 1972 г.
Г.Н. Крапивин «Партизанская семья» 1972 г.

Картины «Коммунистами в бой» и «Партизанская семья» имели успех на ряде выставок, в том число на республиканской, посвящённой 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и всесоюзной. открытой к 25-летию победы над фашистской Германией.

 

Следует сказать и о полотне «Фронтовой концерт». Композиция его проста и выразительна. Перед нами огромная пушка, из которой вели огонь по врагу, и молодой воин, играющий на скрипке. Его слушают солдаты, сидящие на траве.

Внимания заслуживает и картина «Наша граница», где изображён конец войны. У вкопанного на крайнем рубеже освобождённой земли пограничного столба сидят уставшие от тяжёлых боёв солдаты. Вокруг них — изрытое, исковерканное взрывами поле с разрушенной военной техникой.

Не сразу художник пришёл к простой, убедительной композиции картины. Сначала он пытался показать торжество победы, используя тему ликования народа, праздничного салюта. Но от варианта к варианту он уходил от перегруженной деталями многофигурной композиции, искал ясность и выразительность решения. Упорные, мучительные поиски увенчались успехом. Зритель видит троих солдат в выгоревших гимнастёрках, видит израненную, кровоточащую землю, окопы и понимает, какой ценой оплачен желанный мир.

Г.Н. Крапивин «Наша граница»
Г.Н. Крапивин «Наша граница»

Тема армейских будней сегодняшней армии также волнует художника. Картина «Письма» изображает группу солдат, читающих письма из дома.

Из произведений, посвящённых людям труда, строящим коммунистическое общество, к числу удач следует отнести «Газопроводчики». Особенно выразительна фигура рабочего па переднем плане. Серебристый колорит, резко очерченные огромные трубы, низкие свинцовые тучи передают напряжённую атмосферу трудового дня.

 

В канун 60-летия Великой Октябрьской революции художник закончил картину «Кузнецкстрой — год 1931». Но прежде чем приступать к холсту, автор побывал в местах своего детства, где когда-то стоял перед громадной стройкой, казавшейся ему сказочной. В картине мы видим строящиеся домны, рабочих. А на первом плане — лошадь везёт телегу с немудрёным скарбом, женщина сидит па возу, мальчик с вожжами в руках идёт рядом. Крестьянская семья приехала строить завод. Картина эта — о действительных событиях и о конкретных людях. Строящиеся домны — это завод в Новокузнецке, на возу — мать художника, а мальчик рядом с подводой — это он сам. Золотисто-охристый колорит картины художника словно пронизан цветом металла. Тёмные силуэты домен на светлом небе, люди, освещённые яркими лучами солнца — всё создаёт обобщённый образ труда. Работа была показана на всероссийской выставке, посвящённой 60-летию Великого Октября.

Г.Н. Крапивин «Письма» 1980 г.
Г.Н. Крапивин «Письма» 1980 г.

Картина «Музыка» — о буднях одного из сибирских заводов, о концерте во время обеденного перерыва. Очень колоритны фигура мастера, сидящего в центре, и лица рабочих, мягкость, приглушённые тона красок создают особый музыкальный строй картины, к которому и стремился художник. Ему дороги люди труда. Глубоко лирична картина художника об асфальтоукладчиках «Зацвела сирень», гордость за рабочий класс вызывает и полотно «Сибсельмашевцы», посвящённое мастерам сибирского завода

Художник Геннадий Крапивин захвачен искусством без остатка, работает ежедневно, без выходных и праздников. Это тяжёлый труд, но иного пути быть не может. Художник так говорит о своей работе над картиной: «После уточнения и проверки действенности сюжета, его жизненности начинается мучительный и долгий поиск. Приходится снова и снова искать композицию, прежде чем будет найден единственно правильный вариант. Одновременно работаешь над этюдами, отбираешь материал, ищешь цветовое решение, стремишься, чтобы каждый холст как бы сказал собственными словами».

Этот живописец чрезвычайно требователен к себе, работы его серьезны, выразительны, они будят мысль и приносят зрителю радость познания.

Г.Н. Крапивин «Зацвела сирень» Холст, масло. 156х181 см. 1967 г. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
Г.Н. Крапивин «Зацвела сирень» Холст, масло. 156х181 см. 1967 г. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

Плодотворно работает Геннадий Крапивин и в жанре портрета. Им созданы интересные образы наших современников— портреты подводника Александра Рогатина, лаборантки Маши Лобадиной.

 Хороши, живописны и его пейзажи родной Сибири. Художника привлекает эпический лад, возможность охватить большие пространства земли — к таким решениям относятся полотна «Кузбасс», «Луга Алтая», «Река Бия», «Осень в Приуралье», «Телецкое озеро».

Г.Н. Крапивин «Весна на Ине»  Каменский районный краеведческий музей
Г.Н. Крапивин «Весна на Ине» Каменский районный краеведческий музей

Работы Крапивина находятся во многих музеях и дворцах культуры — в Новосибирске, Новокузнецке, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Тагиле, во Дворце культуры завода «Серп и молот» в Москве. Художник занят и большой общественной работой. Был депутатом горсовета, работал в различных общественных организациях. Ему присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР». Он полон сил и желания осуществить задуманные планы. Вдохновения он не ждёт — оно приходит само как награда.

 

Новосибирск

А. СМОЛИН

Журнал «Художник» №8, 1984 г.