Рубрика «ХУДОЖНИК информирует». Журнал «Художник» № 1 за 1984 год
СМОЛЕНСК
Итогом двадцатилетней творческой деятельности стала персональная выставка произведений Нины Ипполитовны Агеевой, прошедшая в 1983 году в выставочном зале Смоленского музея-заповедника.
Н. Агеева приехала в Смоленск после окончания художественно-графического факультета МГПИ имени В. И. Ленина.
Её ранние работы разнообразны по тематике и живописной манере, но их роднит напряжённое внимание, с которым художник вглядывается в духовный мир человека. Особенно значительной картиной художницы этого времени был холст «Творчество» (1965), который определил дальнейшее развитие её живописи — всегда самостоятельной, увлекающей неожиданностью взгляда, свежестью и непосредственностью мироощущения.
За многие годы у Агеевой не увядает интерес к природе, детям, сложнейшим проблемам искусства. Ей удается передать не просто события, предметы, людей, а их поэтическую сущность, которая составляет истинное содержание ее полотен. Не случайно художница так часто обращается к сказке, поэтической новелле. Герои этих её произведений— дети. Но детство здесь отнюдь не возрастная категория, а необычное состояние человеческой души, беззащитной и чистой в своем стремлении к гармонии «Синяя птичка», «Под дождём», «Зелёное сердечко», «Среди берёз» и особенно цикл произведений на темы сказок Андерсена).
Агеевой присуще редкое качество — воспринимать окружающий мир одушевлённым, пронизанным таинственными токами жизни, поэтому в её пейзажах нет «мёртвой» природы. Как в историях мудрого сказочника Андерсена, на полотнах Агеевой дома и деревья, вещи и камни обладают почти человеческой душой («Грачи», «Перекресток», «Дерево зимой»).
Портретам Агеевой также присущи ассоциативность и многозначность. Отказываясь от привычных атрибутов, помогающих раскрыть судьбу и профессию портретируемого, она вводит детали неожиданные, превращающие мир реальный в мир поэтического иносказания («Портрет В. С. Баевского», «Портрет А. Ф. Эфроса», «Портрет Н. Крымовой»),
На выставке покорили зрителей не только живописные полотна, но и рисунки, акварели, офорты. Характерные для творчества Агеевой лиризм и чистота образов дополняются в графических работах её особым отношением к обыкновенному листу бумаги, который она воспринимает очень пространственно, словно выявляя скрытые в нём композиции.
Особенно привлекательны серии рисунков на темы сказок Андерсена, офорты к повести Ч. Айтматова «Белый пароход», гравюры «Из окна вагона», «Дерево, крона, фонарь». Простые, лишенные эффектных технических приемов, эти листы привлекают глубиной обобщений, красотой и ясностью замысла.
Рисунки, наброски, эскизы, экспонировавшиеся на выставке,— результат долгого и кропотливого труда художницы.
На выставке было показано более 300 произведений, рассказавших зрителям о тонком, умном, деликатном искусстве смоленской художницы.
Н. Вострикова