ТРУД, РОЖДАЮЩИЙ КРАСОТУ

 

«Мастер — золотые руки». Издавна эта наивысшая оценка труда, рождающего красоту, давалась в народе тем умельцам, работы которых до сих пор удивляют нас непревзойденностью мастерства и тонкостью исполнения.

И поныне сохраняются добрые традиции, а на смену старым опытным мастерам приходит молодёжь.

В нашей стране создана большая сеть учебных заведений — профессионально-технических и технических училищ, которые готовят кадры специалистов для различных промышленных предприятий.

Возникновение системы профессионально-технического образования относится к довоенному времени. 2 октября 1940 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах». Этот документ послужил основой создания единой государственной системы плановой подготовки рабочих кадров для важнейших отраслей народного хозяйства. В 1941 году только в РСФСР было открыто 1063 ремесленных училища, в том числе и художественные.

Сегодня профессионально-технические училища наряду со специальностью дают учащимся среднее образование. По последним данным, свыше тысячи профессий предлагает молодёжи наша профтехшкола — главный источник пополнения народного хозяйства высококвалифицированными рабочими кадрами. За пятилетку, как предусмотрено решениями XXVI съезда КПСС, выпуск из учебных заведений профтехобразования должен возрасти до 13 миллионов человек. Число ПТУ в стране постоянно растёт, и среди них те, в которых готовят высококвалифицированных художников-мастеров разных специальностей: по художественной обработке металла— в Горьком; чеканщиков — в Челябинске, Свердловске; резчиков по дереву — в Коми АССР, Приморье, на Украине; разрисовщиков игрушек — в Москве, Ленинграде, Кирове, Тамбове; по художественной обработке кожи — в Прибалтике.

В Вологде, например, единственное в стране училище, где обучают старинному мастерству плетения кружев. Работы воспитанниц этого учебного заведения не раз экспонировались на всесоюзных выставках, изумляли своеобразием и тонкостью исполнения посетителей всемирных выставок в Брюсселе, Гетеборге, Монреале, Токио.

 

В Москве 162 профессионально-технических училища. Расскажем об одном из них — художественном ПТУ № 64, которое существует более четверти века.

 

В витринах классов инкрустированные деревянные панно, узорчатые ларцы, расписные матрёшки, яркие мягкие игрушки, изящные ювелирные украшения, созданные учащимися. Здесь могут выполнить копию старинного кресла и выковать тончайшую металлическую цепочку.

 

Как построено в этом старейшем московском училище художественное обучение?

 

Походы вместе с педагогами на этюды, посещение музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства, встречи с художниками и скульпторами проводятся здесь наряду с изучением специальных дисциплин.

Коллектив педагогов и мастеров стремится с позиций сегодняшнего времени подготовить высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно выполнить любые заказы на художественные изделия, а это подразумевает и воспитать каждого подростка чутким, принципиальным, отзывчивым. Задача сложная, но опыта педагогам и мастерам ПТУ № 64 не занимать.

 

Со дня основания работает в училище художник-педагог Анатолий Степанович Петров. Трудно сосчитать, сколько разрисовщиков игрушек воспитали мастера Евгения Фёдоровна Царёва и Лидия Кирилловна Порфирьева. Под руководством старейшего мастера Владимира Алексеевича Масленникова учащиеся осваивают технологию обработки дерева. Учит видеть в самом, казалось бы, обыкновенном и непримечательном то неуловимо прекрасное, что воспитывает и формирует вкус будущего производственника, увлечённый педагог Назарий Васильевич Тиунчик. В классах рисования, живописи и основ композиции, где он преподаёт, ребята рисуют, пишут натюрморты, разрабатывают эскизы декоративных орнаментов для игрушек, изделий из дерева и металла.

 

Училище выпускает специалистов следующих профилей: шлифовальщик-полировщик изделий из камня, столяр по изготовлению художественной и стильной мебели, ювелир-монтировщик, гравёр пресс-форм, разрисовщик игрушек.

Разные профессии, но в основе постижения каждой из них упорное изучение рисунка, живописи, композиции. Педагоги-художники ПТУ № 64 стремятся к тому, чтобы учащиеся творчески подходили к делу. В стенах училища проходят выставки курсовых и дипломных работ будущих специалистов. В этом году они посвящались двум знаменательным датам — XIX съезду ВЛКСМ и 60-летию образования СССР.

На многих предприятиях Москвы — деревообделочных комбинатах, мебельных фабриках и фабриках игрушки, на заводе «Калибр», в ювелирных и гравёрных мастерских — трудятся выпускники ПТУ № 64.

И труд воспитанников художественных профессионально-технических училищ — труд художников-мастеров — надёжная гарантия в решении задач, поставленных государством перед молодыми художниками, молодыми тружениками страны.

 

Я. КАМОЧКИН

Журнал «Юный художник» № 12, 1982 г.