Э.М. ФАЛЬКОНЕ О СКУЛЬПТУРЕ 1760 г.
"Всё что для скульптора — предмет подражания, должно быть ему и постоянным предметом изучения.
Скульптура охватывает меньше предметов, чем живопись, но те, которые она ставит перед собой и которые в равной мере свойственны обоим искусствам, труднее всего поддаются изображению: это — экспрессия, трудное искусство драпировки и распознания разнородных видов материалов.
Среди трудностей скульптуры есть одна, достаточно известная и заслуживающая самого большого внимания художника,— это невозможность вернуться к первоначальному состоянию, когда мрамор уже обтёсан, а также произвести сколько-нибудь существенное изменение в композиции или в какой-нибудь из её частей. Весьма серьёзное основание для того, чтобы заставить его обдумать свою модель и закончить её таким образом, чтобы уверенно проводить обработку мрамора. Вот почему большинство скульпторов изготовляет для больших работ модель или по меньшей мере вчерне намечает её на том месте, на котором должен находиться самый предмет."
|