Статьи
СКУЛЬПТОР ОЛЕГ КОМОВ увеличить изображение
СКУЛЬПТОР ОЛЕГ КОМОВ

 

В советское искусство 60-х годов Олег Константинович Комов вошёл как художник остро современной темы, автор оригинальных, жизненных композиций и портретов. В последующем мастер плодотворно работал над памятниками деятелям русской культуры и истории.

Сегодня мы познакомим читателей с монументальными произведениями скульптора, который недавно отметил своё пятидесятилетие.

Февральским утром 1980 года в старинном русском городе Вышний Волочек открылся памятник А. Г. Венецианову. В ночь накануне открытия ещё полным ходом шла работа по его монтажу: морозный воздух вспыхивал огнями сварки, а тишину уснувшего городка нарушал непривычный строительный шум. И вот долгожданная встреча — перед собравшимися предстал памятник великому земляку. Венецианов стоит с кистью и палитрой в руках, справа от него сидит крестьянка, кормящая ребёнка. Художник, повернувшись спиной к мольберту, смотрит на сегодняшних жителей Вышнего Волочка, своих потомков.

Автор монументальной композиции, скульптор Комов, изображая привычную сцену, постарался приблизить её к зрителю, сделать его соучастником происходящего. Воображаемая мастерская Венецианова находится под открытым небом, в городском сквере, на площади у старинных торговых рядов. Благодаря непосредственной обращённости к людям, естественному вхождению в архитектурное и природное окружение, памятник сразу завоевал широкое народное признание. Демократичный образ русского художника, созданный скульптором, сродни искусству самого Венецианова, которое всегда было тесно связано с жизнью простого народа.

Цельно, выразительно смотрится и вся скульптурная группа. Комов продумал в ней каждую деталь. В своей работе скульптор не терпит приблизительности. Поэтому и мольберт и кисть в руке живописца имеют точное обозначение. Именно за таким мольбертом и такими кистями работал художник того времени.

В облике Венецианова Комов стремился всё к той же жизненной достоверности. Это строгий, скромный человек в сюртуке, застёгнутом на все пуговицы. На шее платок, волосы аккуратно уложены. Таким, возможно, видел его и А. С. Пушкин...

Памятник А. Г. Венецианову в Вышнем Волочке. Скульптор Олег Комов.
Памятник А. Г. Венецианову в Вышнем Волочке. Скульптор Олег Комов.

А ведь именно изучая пушкинские места, и попал Олег Константинович на родину художника «пушкинской эпохи». На тверской земле в разные годы жили и творили многие великие деятели русской культуры: М. Е. Салтыков-Щедрин был одно время вице-губернатором Твери (ныне город Калинин); И. Е. Репин работал на академической даче недалеко от Вышнего Волочка. Через Тверь не раз проезжал и Пушкин. Ему Комов посвятил памятник.

Его бронзовый Пушкин стоит на берегу Волги, опёршись на ажурную ограду. Краткий момент человеческой жизни скульптор претворил в метафоре — вечное предстояние Поэта перед Россией.

Памятник А.С. Пушкину в Твери. Скульптор Олег Комов.
Памятник А.С. Пушкину в Твери. Скульптор Олег Комов.

Над образом Пушкина Олег Комов работает уже многие годы. Каждый новый памятник становится гранью его пластической Пушкинианы и отражает вехи творчества поэта. Калинин (памятник открыт в 1974 году); село Пушкино (ранее Долна) близ Кишинева (в 1972 году), место многомесячной южной ссылки и написания романтической поэмы «Цыганы»; Болдино (в 1979 году) — приют вдохновенной «болдинской осени». Комов вызвался создать скульптурную летопись жизни и творчества русского писателя. Монументальные произведения сочетаются в ней со станковыми композициями, повествующими об отдельных эпизодах его жизни: «Пушкин и Пущин», «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова», «Пушкин и няня». Художник берёт на себя нелёгкий труд осмыслить всё известное на сегодняшний день о Пушкине и дать собственное толкование образа поэта.

На этом пути встают сложные проблемы. Например, в памятнике Пушкину в Долне. По словам Комова, ему хотелось создать некое художественное созвучие монумента наших дней эстетическим принципам пушкинской эпохи. Здесь на помощь современному мастеру пришли уроки классицизма.

Поэтическое раздумье, особое состояние души поэта — ведущая идея памятника в Долне. Поэт стоит, слегка опёршись на колонну. Чеканная строгость пластики, ясность композиции сродни творческим принципам ваятеля пушкинского времени. Обращение к искусству классицизма укрепило скульптора и в ещё одном намерении — создать образ возвышенного строя. Именно поэтому автор отступил от точности факта. Известно, что Пушкин во время кишинёвской ссылки не носил бакенбардов, после болезни был обрит, ходил в цыганской одежде. Скульптор придерживался представления об облике поэта, уже сложившемся благодаря портретам О. Кипренского, скульптуре А. Теребенева, гравюре И. Уткина, многочисленным графическим автопортретам.

Памятник А.С. Пушкину в Долне. Скульптор Олег Комов.
Памятник А.С. Пушкину в Долне. Скульптор Олег Комов.

Ваятель прошлого всегда смотрел на своих героев сквозь призму античного искусства. Он облагораживал их внешность, обряжал в тоги и мантии, как бы перенося из реальности в мир идеального. Приметы современности сознательно опускались.

Художник нашего времени, обращаясь к образам великих сынов России — М, В. Ломоносова, А. В. Суворова, А. С. Пушкина, К. Э. Циолковского,— стремится к созданию достоверного исторического образа, критерием которого является верность исторической правде.

 

Скульптор Комов так формулирует для себя задачу, решаемую в монументальном произведении: передать через устоявшийся в нашей памяти внешний облик глубину и разнообразие внутреннего содержания образа. Скульптор пытается представить, какими были люди минувшего времени, как они могли вести себя в той или иной ситуации, в каком предметном окружении жили. Он бережно, подобно художнику-реставратору, отделывает каждую деталь. Цилиндр, сюртук, дорожный плащ путешествующего Пушкина, скамья, на которой сидит поэт в болдинском памятнике, надпись, вмонтированная в плоскую нишу постамента и воспроизводящая шрифт пушкинских времен; трюмо, перед которым сидит Наталья Гончарова в станковой композиции «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова»; столик, у которого стоит с картой Суворов («А. В. Суворов») или сидит Ломоносов («М. В. Ломоносов»), — всё это не просто атрибуты скульптуры. Они призваны донести до современника дух эпохи, приблизить к нам духовный мир героев.

Пушкин помог Комову, так же как и всем ценителям, знатокам творчества поэта, совершить увлекательное путешествие в историческое прошлое России, ощутить неразрывную связь времён.

А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова. Бронза, патинирование. 1972 г. Скульптор Олег Комов.
А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова. Бронза, патинирование. 1972 г. Скульптор Олег Комов.

 Пушкин и Суворов — люди близлежащих эпох. В год рождения поэта Суворов получил высшее воинское звание. Вполне закономерно, что Пушкин, мимо которого не прошло ни одно значительное явление из истории России, интересовался легендарной личностью полководца. С его именем мы встречаемся в пушкинской «Истории Пугачёва».

 

Памятник А. В. Суворову в Москве был открыт в 1982 году на площади перед театром Советской Армии. Его решение полностью противоположно известному памятнику полководцу, созданному М. Козловским в Петербурге в 1800—1801 годах. Фигуру Суворова скульптор помещает на цилиндрический постамент, столь излюбленный в архитектуре начала XIX века. Долго искал художник наиболее выразительную и вместе с тем лаконичную позу для скульптурной фигуры. Для этого мастер внимательно изучал парадные портреты Г. Левицкого, В. Боровиковского, красноречиво говорящие о манере поведения людей XVIII столетия.

На переплетении двух, казалось бы, взаимоисключающих сторон характера — внешней раскованности и внутренней собранности — раскрывает Комов образ человека, который был чем-то сродни Пушкину: артистичностью, многогранностью, подвижностью.

Памятник А. В. Суворову в Москве. Скульптор Олег Комов.
Памятник А. В. Суворову в Москве. Скульптор Олег Комов.

За рамками нашего рассказа о творчестве Олега Константиновича Комова остались многие интересные его произведения, в том числе так называемая пластика малых форм. Являясь одним из ведущих художников страны, он напряжённо трудится сегодня над созданием новых памятников, станковых композиций. Но его деятельность не замыкается в стенах мастерской. Уже много лет Комов возглавляет молодёжную комиссию Союза художников РСФСР. Скольким из активно работающих ныне скульпторов он помог найти свою дорогу в искусстве! Мастер с интересом наблюдает за творчеством молодых художников. Ведь оно всегда несёт в себе новые тенденции, иные представления об окружающем мире. Именно такой ищущей, новаторской была молодость самого Комова.

 

Его первые работы стали появляться на выставках в пору, когда юноша был студентом третьего курса. После окончания Московского художественного института в поисках жизненного материала начинающий скульптор со своими коллегами-единомышленниками совершил ряд поездок по стране. Их итогом стали интересные жанровые композиции, портреты тружеников, во многом обновившие пластический язык скульптуры. Но самое главное — художник, вступив в пору творческой зрелости, продолжает сохранять этот живой и пытливый интерес к жизни и передаёт его в произведениях, которые никогда не оставляют зрителя равнодушным.

 

Л. ОТРЕШКО

Журнал «Юный художник» № 12, 1982 г.

 

На аватаре: Комов Олег Константинович. 16 июля 1932 г. — 3 сентября 1994 г.

 

Олег Константинович Комов за работой над скульптурой «Ю.А. Гагарин и С.П. Королёв»
Олег Константинович Комов за работой над скульптурой «Ю.А. Гагарин и С.П. Королёв»

Скульптор О. К. Комов в мастерской
Скульптор О. К. Комов в мастерской