МОСКОВСКИЙ СКУЛЬПТОР ЮРИЙ ОРЕХОВ

 

Молодого московского скульптора Юрия Орехова с первых шагов в искусстве привлекала работа над монументальными произведениями.

Одной из ведущих в его творчестве стала ленинская тема. Юрий обращается к ней с сознанием огромной ответственности. Сказать своё слово в раскрытии бесконечно многогранного, притягательного в своём величии и простоте образа народного вождя — так, чтобы оно прозвучало весомо и в то же время по-новому,— чрезвычайно сложно. В 1976 году мастер показал на Всесоюзной художественной выставке «Молодость страны» выполненную из кованой меди композицию «В. И. Ленин».

 

Лаконично решает Орехов образ вождя. Скульптурная голова вознесена на строгом, тяжёлом пилоне-подставке. Фон — развевающаяся драпировка, символизирующая алый стяг, поднятый над землей гением Ленина. Композиция выходит за рамки станковой скульптуры, перерастает в образ-идею, образ-символ. По сути, здесь решается тема Великой Октябрьской революции, потрясшей мир, открывшей народам путь к социализму. Это произведение по достоинству оценено зрителями и общественностью. Вместе со скульптурной группой «Слава труду» оно отмечено премией Ленинского комсомола.

 

Композицию «Слава труду» Юрия Орехова можно назвать памятником созидательной деятельности советского человека. В облике молодых героев монумента — обыкновенных рабочих — автор попытался воссоздать образы строителей нового мира, мощных, духовно привлекательных, пластически убедительных.

Среди своих работ Юрий не выделяет какие-то особенно: все они ему дороги, в каждой — частица сердца, каждая — результат неустанных поисков, напряжённой, всепоглощающей работы. Его жизненным правилом стал труд от восхода до заката. И не случайно Микеланджело для него идеал Скульптора, Художника, Мастера. Постоянное повышение уровня художественных знаний, профессионального умения, следование заветам великих мастеров позволяет Орехову дать социально нацеленное понимание времени, художественно-впечатляющее отображение нашей героической действительности.

 

Молодой ваятель трудится вместе с отцом — скульптором Юрием Григорьевичем Ореховым. Первая же их совместная работа — рельефы для Дома культуры Звёздного городка — доказала плодотворность этого творческого содружества. А последнее произведение отца и сына Ореховых — памятник Н. С. Лескову, открытый в Орле к 150-летию со дня рождения писателя.

— Мне кажется,— сказал об этом интереснейшем монументе видный московский скульптор Юрий Александров, — все оценки произведения должны быть определены только в превосходной степени, начиная от архитектурной планировки, решения образов скульптурной композиции и кончая тончайшей проработкой всех деталей. А этому немало способствовало участие в работе Орехова- младшего.

 

Н. ШУБИНА

Журнал «Юный художник» № 11.  1982 г.