ТУВИНСКИЕ КАМНЕРЕЗЫ увеличить изображение
ТУВИНСКИЕ КАМНЕРЕЗЫ

 

Предгорья Алтая... Издавна славится этот край удивительным искусством — резьбой по камню — агальматолиту. Чего только не делают из него народные мастера Тувы: старинные национальные сосуды, шахматы, каких не встретишь в другом месте, изображения бытовых сценок... Но более всего известны здешние резные фигурки животных — в этом виде скульптуры тувинские художники достигли высочайшего совершенства.

 

Полюбуемся их произведениями и мы. Не правда ли, редко где встретишь анималистическую пластику с таким глубоким и тонким чувством, красоты животного? Видно, что оно для мастера — часть великой природы, к которой художник относится с огромным уважением, преклоняясь перед совершенными её творениями.

А природа в Туве действительно достойна восхищения. В Бай-Тайгинском районе, где живут камнерезы, кругом горы, их высокие вершины до самого лета покрыты снегом. У подножия светлые лиственные леса и степи. Вода в реках удивительно прозрачная, и ходят в ней крупные рыбины. И всё же самое прекрасное — горы! Они и по цвету бывают самые разные: то совсем красные — говорят, что от железистых пород, выходящих здесь на поверхность, то зеленоватые, то почти чёрные. Видно далеко-далеко!

Вон там, на остром утёсе, замер круторогий козёл: поза его горделива, голова немного откинута назад. Рассматриваешь животное и невольно поражаешься: как точно передают народные мастера его облик, стать, характер, повадку. Да, глубокое знание природы — основа, на которой зиждется искусство тувинской малой пластики. Однако здешний резчик далеко не бездумный копиист: создавая образ животного, он стремится к наибольшей пластической выразительности произведения.

Работа начинается задолго до того, как берёт он в руки резец. Только в горах Алтая можно сыскать солнечный камень «чонар-даш» — агальматолит. Путь к нему от ближайшего поселка не один десяток километров. Дойдя, долго долбит мастер гору, добираясь до лучших слоёв поделочного камня. А добравшись, тщательно выбирает нужный кусок: цвет и структура его должны соответствовать задуманному образу.

Скажем, чёрный или тёмно-серый агальматолит лучше всего подойдёт для изображения сурового жителя здешних мест — длинношёрстного яка. Очень похожим, могучим и монументальным, несмотря на малые размеры фигурок, выглядит он в работах классика тувинской скульптуры М. Черзи.

Из более светлого камня — тёплого сливочного или чуть розоватого оттенков — вырежет мастер грациозную козочку или верткую лисицу. А жёлтый кусок глуховатого тона пойдет на скульптуру верблюда.

В выборе материала — начало творчества. А затем точными порезками художник выявляет в камне задуманный образ. Вот фигурка верблюда, выполненная выдающимся тувинским мастером С. Когелом. Посмотрите, как она поэтична: вместо привычных горбов на спине у животного словно бы расцвели сказочные цветы!

В старину среди местных кочевых племён насаждался буддизм. Религиозные предписания во многом ограничивали творчество. Но и в те времена резчики делали детские игрушки из дерева, сочетавшие подчёркнутую реалистичность и неиссякаемую фантазию. Некоторые их черты унаследовала настольная скульптура из камня, хотя она и отходит всё дальше от массивной деревянной пластики, имевшей скупо проработанную поверхность.

Работа знаменитого тувинского резчика по камню Хертека  Коштаевича Тойбухаа напоминает танцующего Шиву
Работа знаменитого тувинского резчика по камню Хертека Коштаевича Тойбухаа напоминает танцующего Шиву

Да, изысканно-пластичные декоративно-орнаментальные фигурки, типичные сегодня для тувинского народного искусства, — это достижение последних десятилетий. Удивительно красив, музыкально-певуч их силуэт, а порезки складываются всегда в чёткий узор. Ведь мастер не просто обозначает, скажем, гриву и хвост лошади, но, решая декоративные задачи, ритмически членит их. Эффектные и сами по себе, бархатисто-матовые порезки красиво контрастируют с блестящей поверхностью полированного камня!

В предгорном районе Тувы, в поселках Тээли и Кызыл-Даг сегодня немало мастеров, обладающих собственным почерком, по которому легко определить, кто автор того или иного произведения. Суровы и массивны работы последователей выдающихся тувинских скульпторов X. Хуна и М. Черзи. А вот в произведениях Д. Дойбухаа — сына другого известного мастера X. Тойбухаа — преобладает «наследственная» лиричность и теплота вкупе с необычайной выразительностью и отточенностью скульптуры.

Хертек  Коштаевич Тойбухаа. Кошка.
Хертек Коштаевич Тойбухаа. Кошка.

Приятно видеть, как, примостившись рядом с прославленными художниками, старательно режет из камня мальчишка-школьник. Заметит, что смотришь, застесняется. Но потом, осмелев, всё-таки покажет — и чаще всего неплохую работу. Значит, не за горами рождение нового мастера.

Но учиться нужно много и упорно. В неумелых руках хрупкий камень крошится, чуть не рассчитал движение — и начинай долгий труд сначала. Вот и приходится юному художнику подолгу приглядываться, как ведёт себя бегающий в загоне конь: вскидывает голову, косит глазом, шумно всхрапывает...

Сидит-сидит мальчик, а потом, вздохнув, снова берёт в руки кусочек камня. Даже удивляешься порой настойчивости и исключительному трудолюбию ребят!

Для них открыта сегодня широкая сеть художественных кружков при школах, факультативы при училищах искусств. Известные мастера учат детей древнему мастерству — чудесному секрету превращения солнечного камня «чонар-даш» в маленькую фигурку лошади или барана, которая сама, кажется, излучает тепло.

 

В. РАФАЕНКО, кандидат искусствоведения

Журнал «Юный художник» № 11.  1982 г.