Предгорья Алтая... Издавна славится этот край удивительным искусством — резьбой по камню — агальматолиту. Чего только не делают из него народные мастера Тувы: старинные национальные сосуды, шахматы, каких не встретишь в другом месте, изображения бытовых сценок... Но более всего известны здешние резные фигурки животных — в этом виде скульптуры тувинские художники достигли высочайшего совершенства.
Полюбуемся их произведениями и мы. Не правда ли, редко где встретишь анималистическую пластику с таким глубоким и тонким чувством, красоты животного? Видно, что оно для мастера — часть великой природы, к которой художник относится с огромным уважением, преклоняясь перед совершенными её творениями.
А природа в Туве действительно достойна восхищения. В Бай-Тайгинском районе, где живут камнерезы, кругом горы, их высокие вершины до самого лета покрыты снегом. У подножия светлые лиственные леса и степи. Вода в реках удивительно прозрачная, и ходят в ней крупные рыбины. И всё же самое прекрасное — горы! Они и по цвету бывают самые разные: то совсем красные — говорят, что от железистых пород, выходящих здесь на поверхность, то зеленоватые, то почти чёрные. Видно далеко-далеко!
Вон там, на остром утёсе, замер круторогий козёл: поза его горделива, голова немного откинута назад. Рассматриваешь животное и невольно поражаешься: как точно передают народные мастера его облик, стать, характер, повадку. Да, глубокое знание природы — основа, на которой зиждется искусство тувинской малой пластики. Однако здешний резчик далеко не бездумный копиист: создавая образ животного, он стремится к наибольшей пластической выразительности произведения.
Работа начинается задолго до того, как берёт он в руки резец. Только в горах Алтая можно сыскать солнечный камень «чонар-даш» — агальматолит. Путь к нему от ближайшего поселка не один десяток километров. Дойдя, долго долбит мастер гору, добираясь до лучших слоёв поделочного камня. А добравшись, тщательно выбирает нужный кусок: цвет и структура его должны соответствовать задуманному образу.
Скажем, чёрный или тёмно-серый агальматолит лучше всего подойдёт для изображения сурового жителя здешних мест — длинношёрстного яка. Очень похожим, могучим и монументальным, несмотря на малые размеры фигурок, выглядит он в работах классика тувинской скульптуры М. Черзи.
Из более светлого камня — тёплого сливочного или чуть розоватого оттенков — вырежет мастер грациозную козочку или верткую лисицу. А жёлтый кусок глуховатого тона пойдет на скульптуру верблюда.
В выборе материала — начало творчества. А затем точными порезками художник выявляет в камне задуманный образ. Вот фигурка верблюда, выполненная выдающимся тувинским мастером С. Когелом. Посмотрите, как она поэтична: вместо привычных горбов на спине у животного словно бы расцвели сказочные цветы!
В старину среди местных кочевых племён насаждался буддизм. Религиозные предписания во многом ограничивали творчество. Но и в те времена резчики делали детские игрушки из дерева, сочетавшие подчёркнутую реалистичность и неиссякаемую фантазию. Некоторые их черты унаследовала настольная скульптура из камня, хотя она и отходит всё дальше от массивной деревянной пластики, имевшей скупо проработанную поверхность.
Работа знаменитого тувинского резчика по камню Хертека Коштаевича Тойбухаа напоминает танцующего Шиву |
Да, изысканно-пластичные декоративно-орнаментальные фигурки, типичные сегодня для тувинского народного искусства, — это достижение последних десятилетий. Удивительно красив, музыкально-певуч их силуэт, а порезки складываются всегда в чёткий узор. Ведь мастер не просто обозначает, скажем, гриву и хвост лошади, но, решая декоративные задачи, ритмически членит их. Эффектные и сами по себе, бархатисто-матовые порезки красиво контрастируют с блестящей поверхностью полированного камня!
В предгорном районе Тувы, в поселках Тээли и Кызыл-Даг сегодня немало мастеров, обладающих собственным почерком, по которому легко определить, кто автор того или иного произведения. Суровы и массивны работы последователей выдающихся тувинских скульпторов X. Хуна и М. Черзи. А вот в произведениях Д. Дойбухаа — сына другого известного мастера X. Тойбухаа — преобладает «наследственная» лиричность и теплота вкупе с необычайной выразительностью и отточенностью скульптуры.
Хертек Коштаевич Тойбухаа. Кошка. |
Приятно видеть, как, примостившись рядом с прославленными художниками, старательно режет из камня мальчишка-школьник. Заметит, что смотришь, застесняется. Но потом, осмелев, всё-таки покажет — и чаще всего неплохую работу. Значит, не за горами рождение нового мастера.
Но учиться нужно много и упорно. В неумелых руках хрупкий камень крошится, чуть не рассчитал движение — и начинай долгий труд сначала. Вот и приходится юному художнику подолгу приглядываться, как ведёт себя бегающий в загоне конь: вскидывает голову, косит глазом, шумно всхрапывает...
Сидит-сидит мальчик, а потом, вздохнув, снова берёт в руки кусочек камня. Даже удивляешься порой настойчивости и исключительному трудолюбию ребят!
Для них открыта сегодня широкая сеть художественных кружков при школах, факультативы при училищах искусств. Известные мастера учат детей древнему мастерству — чудесному секрету превращения солнечного камня «чонар-даш» в маленькую фигурку лошади или барана, которая сама, кажется, излучает тепло.
В. РАФАЕНКО, кандидат искусствоведения
Журнал «Юный художник» № 11. 1982 г.