Итоги конкурсов
Статьи
РЕМЕСЛО, ТВОРЧЕСТВО, ФАНТАЗИЯ увеличить изображение
РЕМЕСЛО, ТВОРЧЕСТВО, ФАНТАЗИЯ

 

Чий — известное по всей Средней Азии растение. Встречается в изобилии там, куда не дошла ещё хозяйственная деятельность человека: в степях и высоко в горах, на песчаных, каменистых и даже засоленных почвах.

В Киргизии его больше всего в Прииссыккулье. Растёт чий пучками. К осени его стебли цвета слоновой кости, крепкие и гладкие, с узкими, очень жёсткими листьями и метёлками на концах достигают двух и более метров в высоту.

Киргизы с незапамятных времён использовали чий для выделки циновок. Заготавливали его впрок в конце лета: сушили растения вместе с корнем, очищали от листьев, выравнивали по длине. На простейшем станке стебли соединялись прочными нитями друг с другом в полотнище необходимой длины. Такие простые циновки — они называются ак чий — умеет делать в Киргизии каждая женщина.

Чиевыми циновками обёртывают решётчатые остовы юрт перед тем, как покрыть их войлоком, — это основное их применение в быту. Они служат также ширмами, отгораживающими внутри юрты хозяйственный уголок. Эти циновки подстилают под войлочные ковры, предохраняя их от сырости, делают из них настилы для сушки домашнего сыра, лёгкие летние постройки, многие предметы утвари.

Заросли чия, Чуйская степь.
Заросли чия, Чуйская степь.

Ткали народные мастера и узорные циновки — чырмаган чий, которые в прошлом были необходимой принадлежностью лишь богатой юрты.

В этом случае каждый стебель чия оплетался тонким слоем непрядёной разноцветной овечьей шерсти таким образом, чтобы при соединении их в циновку получился определённый узор. Причём рисунок будущего орнамента мастерица держит в памяти.

Узорные циновки высоко ценились киргизами — за хороший чий давали двух баранов. Среди предметов быта они занимали особое место. Мастерство их изготовления передавалось из поколения в поколение. Декоративные и яркие, насыщенные, радостные по колориту орнаментальные циновки из чия как своеобразный вид народного прикладного искусства представляют большую художественную ценность.

Ш. Мамбетаипова.. Кумыс. Чий, шерсть.
Ш. Мамбетаипова.. Кумыс. Чий, шерсть.

На всю жизнь полюбила это красивое растение заслуженный работник культуры Киргизской ССР Шакен Мамбетаипова. С колыбели перед её глазами были яркие узорчатые чии, сотканные матерью и бабушкой. Её деда, искусного ювелира, знали по всей Иссык-Кульской долине.. Отец Шакен, погибший в Великой Отечественной войне, и четверо его братьев тоже были ювелирами.

Совсем маленькой приобщилась к народному ремеслу и она. В восемь лет уже выкроила свой первый ширдак — шитый орнаментальный ковёр из войлока. С увлечением занималась вышивкой и ткачеством. Но больше всего нравилось работать с чием.

Шакен Мамбетаипова (1936-1995)
Шакен Мамбетаипова (1936-1995)

После окончания Киргизского государственного художественного училища Шакен пошла работать в экспериментальную лабораторию народных художественных промыслов во Фрунзе. Стала там главным художником, организовала участок по производству изделий из чия.

Однажды она поехала в Москву и Ленинград. Побывала в музеях, познакомилась с произведениями народных промыслов других республик.

В Ленинграде ей очень понравились гобелены из коллекции Эрмитажа. Задумалась Шакен: а что, если попробовать выполнить в технике чия портрет Ленина?.. Дело было как раз накануне столетия со дня рождения Владимира Ильича.

 

По возвращении домой занялась работой. Пришлось немало потрудиться, пока не получился цветной эскиз таким, как хотелось мастерице. Затем подобрала одинаковые по толщине стебли чия и сделала рабочий чертеж — рисунок эскиза перевела в ломаные линии, рассчитала цветовой порядок для каждого ряда. Кропотливо подбирала оттенки окрашенного шерстяного волокна и оплетала им стебли...

Портрет удался. Он с успехом демонстрировался на республиканской и всесоюзной выставках. Потом правительством Киргизской ССР был подарен братской Монголии.

 

Успех окрылил Шакен. Она поняла, что старинное, веками складывавшееся искусство чия может зазвучать по-новому. И решила попытаться, не отходя от народных традиций в технике и орнаментации, создать тематические композиции.

Первой из них стала «Девушка с верблюдом». Строгое, выдержанное по рисунку и колориту, это декоративное панно удивительно динамично, несмотря на кажущуюся статичность каждого из двенадцати отдельно взятых фрагментов. Ритмичное чередование их в единой композиции, обрамлённой традиционным орнаментальным узором, и создаёт эффект неспешного, размеренного движения.

 

В другом панно, которое называется «Кыз кумай» («Догони девушку»), Шакен отобразила лихую народную игру-забаву киргизов.

Здесь уже каждый из мотивов, составляющих композицию, сам по себе динамичен. А все вместе они придают работе стремительность, которая ещё более усиливается контрастным сочетанием цветов и формой отдельного сюжетного клейма — вытянутой вдоль всего поля и как бы вторящей быстрому бегу лошадей.

Ш. Мамбетаипова Панно «Кыз Кумай».1979 г. Чий, шерсть. 250x150 см
Ш. Мамбетаипова Панно «Кыз Кумай».1979 г. Чий, шерсть. 250x150 см

Одна из работ Мамбетаиповой навеяна повестью Чингиза Айтматова «Белый пароход». И снова совсем иной — уже напевный ритм и лирическое, сказочное настроение. Плавно вьющийся узор заполняет плоскость панно, образуя причудливой формы виньетки, в которые помещены стилизованные изображения белого кораблика с Иссык-Куля и рогатой матери-оленихи. В этой поэтичной композиции особенно заметно характерное для творчества Шакен органичное сочетание орнаментального и сюжетного начал.

Ш. Мамбетаипова  «Белый пароход»  Чий, шерсть.
Ш. Мамбетаипова «Белый пароход» Чий, шерсть.

Кроме изготовления чиев и тематических панно, Шакен Мамбетаипова в совершенстве владеет всеми традиционными видами текстильного прикладного искусства. Её работы находятся в музеях Москвы и Ленинграда, Ашхабада, Кишинёва, Ташкента и, конечно, Фрунзе. Многие произведения побывали на художественных выставках в ГДР, Монголии, Алжире, Сирии, Турции.

А ещё Шакен пишет стихи. В Киргизии вышли уже два сборника её лирики. Одну из книжек она назвала «Доброта Киргизии». Красивое, поэтичное название. И оно очень подходит к её радостному, самобытному творчеству.

 

В. ШУМКОВ, фото автора

                                                                                                                                                    

Журнал «Юный художник» № 6.  1982 г.

 

 

На выставке работ первого профессионального художника среди кыргызских женщин, народного художника республики Шакен Мамбетаиповой (1936-1995), приуроченной к 80-летию со дня её рождения в Киргизском национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева
На выставке работ первого профессионального художника среди кыргызских женщин, народного художника республики Шакен Мамбетаиповой (1936-1995), приуроченной к 80-летию со дня её рождения в Киргизском национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева

Шакен Мамбетаипова
Шакен Мамбетаипова