Когда смотришь на знаменитые туркменские ковры, строгие древние узоры которых признаны одними из лучших в мире, невольно думаешь о людях, создающих из миллионов шерстяных нитей такое совершенство.
Известно, что в Туркмении ткачеству и вышивке обучают с детства.
Если вы сегодня придёте на прославленную Ашхабадскую ковровую фабрику имени В. И. Ленина, то рядом с опытными мастерицами увидите школьниц, пришедших научиться у своих матерей и старших сестер не только умению моментально завязывать узелками шерстяную нить (в одном квадратном метре ковра надо сделать до 500 тысяч таких узелков), но и искусству подбирать цвета, постигать тонкости построения орнаментов.
Жизнерадостное, красочное восприятие мира видно в рисунках детей всех народов. Но в работах детей из Туркмении радует глаз особая цветовая слаженность. Это связано с определенными народными традициями солнечного края, где ребёнка с ранних лет окружают ритмичные орнаменты ковров, живописное богатство национальных костюмов, народных украшений. И может быть, поэтому в ещё неумелых работах тех, кто поступает в Ашхабадскую республиканскую детскую художественную школу имени Б. Нурали, такое поразительное разнообразие красок.
Именно способность двенадцатилетней Мехригозель Бябиевой передавать цветовое богатство увиденного так обрадовала в своё время директора школы О. А. Аманова. Теперь, после двух лет обучения, видно, как развивается дарование М. Бябиевой. Она удостоилась персональной выставки. Такую форму отчёта учащихся перед своими товарищами практикуют в республиканской школе, ставшей для 226 мальчиков и девочек, как и для Мехригозель, вторым домом.
В учебном здании хорошо оформлены классы, кабинеты, есть прекрасная библиотека, фильмотека, небольшой выставочный зал.
Помимо живописи и скульптуры, дети изучают историю искусства, композицию. Но основная, обязательная для всех ведущая дисциплина — рисунок.
Работы юных ашхабадских художников, скульпторов, ковровщиц отмечены многими грамотами и дипломами, в том числе и международными.
— А ведь начинали мы,— рассказывает дирек¬тор школы Ораз Аманович Аманов,— в неприспособленном, тесном помещении. Не хватало опытных преподавателей, да и откуда им было взяться, ведь это было единственное учебное заведение такого профиля в республике. С тридцатью учениками постигая азы, учителя ещё сами учились у коллег из Москвы, Киева, Тбилиси.
Первый выпуск стал событием. В будущем году школа постарается собрать всех своих питомцев. Много славных перемен здесь найдут они, первые выпускники. Например, недавно был оборудован новый класс ковроткачества, где ученицы по собственным эскизам изготавливают декоративные ковровые кошельки, сумки, дорожки, сувенирные коврики.
Ковер издавна считается гордостью туркменской национальной культуры. Посмотрите на герб республики, и вы увидите знаменитый ковровый орнамент.
Многие выпускницы школы поступают на ковроткацкое отделение Туркменского художественного училища. Сейчас оно отмечает своё тридцатилетие.
На выставке, посвящённой этой дате, можно было увидеть большие ковры работы выпускниц нашей школы.
Но мы вовсе не ставим целью обязательно вырастить из наших детей художников и мастериц. Хорошо сказал замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский: «Никакие моральные поучения... не могут утвердить в юных сердцах благородные высокие чувства, если рядом со словом не стоит искусство». Поэтому педагоги мечтают об обязательном художественном воспитании всех без исключения мальчиков и девочек нашей прекрасной республики.
Посмотрите, как дети видят красоту трудовых будней в городах и колхозах, рассказывают о новостройках и приволье нашего солнечного края! Сколько в этих рисунках искренности, чистоты и правды! Помочь детям обогатиться этими чувствами на всю жизнь — наша важнейшая задача.
Е. АНДРЕЕВ
Журнал «Юный художник» № 6. 1982 г.