О ТВОРЧЕСТВЕ ИТАЛЬЯНСКОГО СКУЛЬПТОРА ДЖАКОМО МАНЦУ увеличить изображение
О ТВОРЧЕСТВЕ ИТАЛЬЯНСКОГО СКУЛЬПТОРА ДЖАКОМО МАНЦУ

БЕРЕГ ПРАВДЫ

 

Джакомо Манцу никогда не стоит на том берегу, где примостился заурядный человек, жертва обыденных неудач. Скульптора всегда влечёт берег правды.

Сальваторе Квазимодо, поэт, лауреат Нобелевской  премии

 

 

В будущем году исполняется 75 лет со дня рождения Джакомо Манцу. Первые произведения прогрессивного итальянского художника, лауреата международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», почётного члена Академии художеств СССР Д. Манцу заявили о себе уже в конце 1920-х годов. Последнее время он уединённо живёт и работает в мастерской неподалеку от Рима.

Персональные выставки скульптора прошли почти во всех крупнейших городах мира. Сегодня народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина скульптор О. С. КИРЮХИН делится мыслями и впечатлениями о творчестве Джакомо Манцу.

 

— Олег Сергеевич, поскольку мы говорим о большом современном художнике, о мастере, оказавшем определённое влияние на развитие пластического искусства XX века, объясните нашим читателям, в чём заключается творческий метод Манцу.

 

— Знаменательно, что каждый изучающий искусство Манцу видит в нём и выделяет для себя нечто особое, наиболее волнующее. В его творчестве столько разных граней, что оно одинаково сильно влечёт даже художников противоположных направлений.

Для меня, как и для многих москвичей и моих коллег, была своего рода откровением выставка Манцу в Москве в 1966 году.

Работы мастера вызывали подлинное волнение, но к встрече с ними я уже был некоторым образом подготовлен. С ними познакомили нас, московских художников, скульптор Владимир Ефимович Цигаль и искусствовед Юрий Дмитриевич Колпинский. Незадолго до вернисажа в академии они приехали из Италии и поделились с коллегами на одном из вечеров впечатлениями о европейском ваятеле.

А к моменту второй встречи с искусством Манцу, когда я рассматривал его рисунки и скульптуру на выставке, так сказать «живьём», я был уже убеждённым поклонником таланта известного итальянца.

Дж. Манцу «Стул с овощами»  Бронза. 1960 г.
Дж. Манцу «Стул с овощами» Бронза. 1960 г.

— Какие особенности его творческого характера, его человеческой личности представляются вам главными, определяющими?

 

— Чистота творческой манеры, простота и доступность языка Манцу сочетаются со взволнованностью его гражданской позиции. Своеобразная наивность выражения опирается на основательный профессионализм, широкую эрудицию скульптора.

Дж. Манцу «Падающая Тебе» бронза, высота: 143 см  1983 г. Подарена автором Государственному Эрмитажу в 1987 году.
Дж. Манцу «Падающая Тебе» бронза, высота: 143 см 1983 г. Подарена автором Государственному Эрмитажу в 1987 году.

Джакомо Манцу — выходец из североитальянской многодетной семьи, двенадцатый сын сапожника из Бергамо. Он не получил никакого последовательного профессионального образования. С детства работал подмастерьем у резчика по дереву, у позолотчика, урывками учился декоративной лепке в вечерней школе прикладного искусства. И все-таки, несмотря на бессистемность специального обучения, Манцу стал выдающимся скульптором благодаря несомненному дарованию, огромной тяге к искусству, желанию дойти до совершенства через искания и ошибки, терпеливую учёбу у классиков и овладение основами ремесла, навыками работы с материалом.

У каждого итальянца перед глазами образцы классического искусства — музеи, соборы, архитектура, монументальная живопись, скульптура. Очевидно, Манцу был особенно восприимчив и чуток к красоте национального художественного наследия. Не случайно критики связывают его творчество с традициями античности и Возрождения.

Дж. Манцу. Из серии барельефов, посвящённых страстям Иисуса.  1939 г.
Дж. Манцу. Из серии барельефов, посвящённых страстям Иисуса. 1939 г.

Обретя ценный практический опыт ремесленника в мастерских мраморщиков, резчиков, декораторов, Манцу не переставал изучать классику. Делал слепки с античной скульптуры, знакомился с греческим искусством, проявлял жадный интерес к творчеству Донателло.

Впервые побывав в Париже в 1929 году, он увлёкся современной живописью и скульптурой, внимательно вглядывался в мраморы Родена. В его творчестве постепенно соединились культура чувствования, творческий опыт и социальная активность...

 

— Соединились, чтобы силой искусства противостоять жестокости и злу, отстаивать счастье и достоинство человека. В чём эти качества мастера нашли наибольшее воплощение?

Дж. Манцу. «Памятник партизану» в городе Бергамо, Италия. 1977 г.
Дж. Манцу. «Памятник партизану» в городе Бергамо, Италия. 1977 г.

— Очень образно и точно об общественной роли творчества своего друга и единомышленника сказал Ренато Гуттузо: «Творчество Манцу связано с жизнью тысячами нитей. Например, в дни, когда ему была присуждена премия, Рим пережил скорбные часы гнева и унижения: был убит ни в чём не повинный мальчик. Стыдишься быть человеком, когда создание, подобное тебе, хотя бы только биологически, совершает преступные и бесчеловечные поступки... Оплакиваем чистого мальчика, жертву безумной жестокости. Читаем газеты и мысленно видим камни, пучки железных прутьев и кожаные перчатки, снабжённые железными гвоздями. Невольно возникает мысль: это те же самые гвозди, которые Манцу поместил на шлемах воинов, совершающих распятие, те же самые камни, которые Манцу вложил в руки убийц святого Стефана,— вечные знаки убийства и тупой нетерпимости к разуму, к добру».

Упоминая сюжет об убийстве святого Стефана, Гуттузо имеет в виду одну из главных работ скульптора, которая называется «Врата смерти» и создана для архитектурного памятника.

Дж. Манцу. Один из рельефов  Врат смерти собора св. Петра в Риме.
Дж. Манцу. Один из рельефов Врат смерти собора св. Петра в Риме.

 

— Олег Сергеевич, расскажите о вашем отношении к этой работе, о понимании её идеи и темы.

 

— «Врата смерти» представляют собой два больших рельефа и восемь клейм, то есть меньших по размеру изображений, предназначенных для собора святого Петра. Украсить рельефами бронзовые двери крупнейшего памятника искусства Ватикана, в создании которого принимали участие мастера XV—XVII веков, было на редкость ответственной и трудной задачей. Работая над заказом в продолжение 18 лет, Манцу приблизился к уровню мастерства и величию замысла знаменитых предшественников. Его «Врата» — пример творческого дерзновения, гражданской страстности. Художник вложил в произведение неприятие насилия, горячо утверждая уникальность человеческой жизни.

Дж. Манцу. «Смерть на земле»  Фрагмент Врат смерти собора св. Петра в Риме.
Дж. Манцу. «Смерть на земле» Фрагмент Врат смерти собора св. Петра в Риме.

Скульптор-реалист с обострённым чувством предметности, Манцу наполняет живым актуальным звучанием традиционную символику религиозных сюжетов. Его «Смерть Авеля», «Насильственная смерть», «Смерть святого Стефана» одухотворены гуманистическими идеями, волнением и горечью человека, восстающего против фашизма, против терроризма — сегодняшнего варварского насилия над личностью.

Дж. Манцу. «Насильственная смерть»  Бронза. 1963 г.
Дж. Манцу. «Насильственная смерть» Бронза. 1963 г.

 

— Необходимо подчеркнуть, что тема смерти в произведениях Манцу не самоцель, не нагнетание мрака и безысходности, а тема естественного завершения жизни или неминуемого наказания зла. Олег Сергеевич, как Вы можете определить стилистику скульптора, расскажите о его месте в современном европейском искусстве.

 

 — Приходилось слышать утверждение об импрессионизме Манцу. Да, манера его лепки порой нежна и живописна. Но в основе большинства произведений чувствуется живая, острая форма, видно стремление к композиционной цельности, широкому философскому обобщению.

В искусстве всегда одни направления развиваются, другие иссякают, одни продолжают традиции, другие разрушают их. Но творчество крупных мастеров, чей внутренний мир значителен и неповторим, шире рамок модных течений и воспринимается, как правило, обособленно от них. Таково искусство Джакомо Манцу. Таковы мажорность и эмоциональность его дарования.

Как вдохновенно и вместе с тем тщательно прорабатывает он складки одежды, линии объёма, использует светотеневые эффекты, создавая динамичный, полный жизни характер! Единство пластического решения и психологического содержания образа присуще манере Манцу. Он умеет одновременно скупо и ёмко воплотить чувства любви и гнева, радости и отчаянья.

При небольшом количестве сюжетов и тем разнообразен диапазон поисков мастера, удивительна жанровая разветвлённость творчества. Так, Джакомо Манцу — автор памятника В.И. Ленину на Капри. Кроме рельефов в архитектуре и круглой скульптуры, известны его работы для театра, иллюстрации к книгам, серии офортов и литографий, композиции в темпере...

 

— А как вы, Олег Сергеевич, относитесь к рисункам Манцу?

 

Дж. Манцу «Любовники»  1978 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Дж. Манцу «Любовники» 1978 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

— В нашей профессиональной среде ещё бытует мнение, что скульптору незачем рисовать, его дело лепить, ваять, оперировать материалом. Это ошибочное, ложное представление. Рисунок — самое непосредственное приближение к жизни, глубокое проникновение в сущность натуры. С него начинается всё в искусстве.

Дж. Манцу «Обнажённая со спины» Бумага, карандаш. 48х36 см Galleria d'Arte Maggiore, Болонья, Италия
Дж. Манцу «Обнажённая со спины» Бумага, карандаш. 48х36 см Galleria d'Arte Maggiore, Болонья, Италия

Многочисленные рисунки Манцу на темы войны и мира, вариации сюжетов «Художник и модель», «Танцовщица», «Кардинал», портретные наброски жены, различные натурные зарисовки легки, точны, виртуозны и изящны по исполнению. Они представляют собой не только стадию подготовки к созданию основного произведения — скульптуры, гравюры, рельефа, но обнаруживают самостоятельную художественную ценность. Рисунки итальянца — цельные, законченные произведения искусства. В них, как и в других видах, техниках и материалах, Манцу поднимает те же гражданские идеи, решает те же эстетические задачи, что и в главных работах: в скульптурных рельефах, в галерее портретов, в историко-символических композициях и жанровых мотивах.

 

Дж. Манцу. Набросок к стриптизу, 1981 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Дж. Манцу. Набросок к стриптизу, 1981 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

— Что поучительно и особенно ценно в искусстве Джакомо Манцу, в чём его пример для начинающих художников?

Дж. Манцу «Джулия в кресле»  1972 г. Картон, гуашь.  71 x 51 см  Galleria d'Arte Maggiore, Болонья, Италия
Дж. Манцу «Джулия в кресле» 1972 г. Картон, гуашь. 71 x 51 см Galleria d'Arte Maggiore, Болонья, Италия

— Это мастер, безразличный к искусу моды, но никогда не знающий равнодушия к жизни. Всегда активно его отношение к действительности, событиям времени, ярко выражены сочувствие и боль за судьбу человека. Вот что достойно подражания.

И в заключение я хочу сказать о значении итальянского мастера проникновенными словами немецкого скульптора Фрица Кремера: «Творчество Манцу отмечено подчёркнутым гуманизмом — оно обращено к людям и полно любви к ним».

 

Беседу вёл Н. ИВАНОВ 

Журнал «Юный художник» № 6.  1982 г.

 

На аватаре: Джа́комо Манцу́ (Настоящее имя — Джакомо Мандзони . 22 декабря 1908 г. Королевство Бергамо,  Италия - 17 января 1991 г., Рим. Фотография 1966 г.

 

Дж. Манцу. «Милет»  1975 г.  Картон, гуашь. 71,5 x 51 см  Galleria d'Arte Maggiore, Болонья, Италия
Дж. Манцу. «Милет» 1975 г. Картон, гуашь. 71,5 x 51 см Galleria d'Arte Maggiore, Болонья, Италия

Дж. Манцу  «Сусанна»  1961 г. Национальная галерея современного искусства, Рим
Дж. Манцу «Сусанна» 1961 г. Национальная галерея современного искусства, Рим

Дж. Манцу  «Голова Сони»
Дж. Манцу «Голова Сони»

Дж. Манцу  «Давид» 1938 г.
Дж. Манцу «Давид» 1938 г.

Дж. Манцу «Большой сидящий кардинал»  1983 г. Дерево, позолота. 205см  Galleria d'Arte Maggiore, Болонья, Италия
Дж. Манцу «Большой сидящий кардинал» 1983 г. Дерево, позолота. 205см Galleria d'Arte Maggiore, Болонья, Италия

Дж. Манцу.  Фрагмент скульптуры.
Дж. Манцу. Фрагмент скульптуры.

 

ДРУГИЕ РАБОТЫ ДЖАКОМО МАНЦУ