Послушайте порой ночной,
Когда в тревоге стонут волны
И море на берег с волной
Янтарь бросает горстью
полной...
И это не метафора поэта — янтарь действительно «выходит» к человеку после шторма. Издревле встречаясь только на побережье, он сросся с жизнью и бытом литовского народа, с его устным творчеством, литературой, искусством. Для литовца он частица духовной культуры родины.
Но что такое янтарь?
Согласно старинной легенде дочь главного бога Перкунаса, обитавшая в янтарном замке на дне морском, полюбила простого рыбака. Юрате и Каститис — так звали их. В наказание отец разрушил замок, а Юрате навек приковал к развалинам. Девушка плачет, и неутешные её рыдания способны взволновать морские глубины. Вот тогда-то, разбушевавшись, море выбрасывает на берег осколки разрушенного замка. Мелкие же крупинки янтаря — слёзы самой Юрате — чистые и прозрачные, как ясна и целомудренна была её любовь...
Это легенда. Научная же версия происхождения янтаря такова: он образовался из смолы хвойных деревьев, и было это около 50 миллионов лет назад. Обильные натёки живицы и внутристволовые «смоляные карманы» скапливались в лесной подстилке. Если почва была сухая и хорошо проветривалась, смола постепенно затвердевала. Со временем её вымывало из земли и из ручейка в ручеек, из реки в реку несло к морю. Там, в устьях древних рек, и вызревал полноценный янтарь.
|
Как материал он славен узорами — струйчатыми или концентрическими. Создают эти узоры мельчайшие пустотки разного диаметра и густоты. Образовались они благодаря переменному давлению в смоляных ходах, которое порой превышает атмосферное в 100 раз и колеблется в зависимости от целого ряда причин. В разное время вытекали порции живицы, проникая друг в друга или, наоборот, друг друга обволакивая. Содержащиеся в смоле газовые пузырьки распределялись неравномерно, образуя самые причудливые узоры. Вот откуда цветовая гамма янтаря, привлёкшая внимание человека ещё в глубокой древности.
|
На палеолитических стоянках археологи Литвы нашли много янтарных украшений — пуговиц, бус, подвесок, причем как завершённых, так и в виде заготовок. Позже янтарь проник на юг Европы, а оттуда и в Египет. Примерно в это время камень начали распиливать, сверлить и даже полировать. Среди найденных изделий человеческая фигурка, стилизованная голова лошади, подвески в виде топориков, бусинки, пуговицы. В бронзовом веке, преимущественно в Средиземноморье, янтарь начинают оправлять. На территории нашей страны обнаружены украшения той эпохи, например оправленное в золото изображение льва, грива которого из мамонтовой кости, а глаза янтарные.
Янтарный медведь, найденный около Слупска (Польша). Мезолит/ неолит. |
Янтарная лошадь. 2000 год до н.э. |
Этрусские и римские изделия из янтаря (700 год до н.э. - 2 век н.э.) |
Древнеегипетские бусины из янтаря |
Элемент янтарного персидского украшения. 200 год до н.э. |
Фигурка бога Тора. Период викингов. |
Китайское название янтаря означает «душа тигра» (ху-по), так как, согласно поверью, душа воинственного тигра после его смерти погружается в землю и превращается в янтарь. В Древнем Китае янтарь служил символом храбрости. В Китае и Японии особо почитали янтарь вишневого цвета, напоминающего кровь дракона, его носили члены императорской семьи. |
В средние века расцвела цеховая обработка янтаря, причём применялись самые сложные приёмы: резание, гравирование, инкрустация, шлифовка. Любовь народа к этому полудрагоценному камню помогла сберечь традиционный взгляд на него, подвергавшийся воздействию изменчивых стилей эпохи, связанных со вкусами власть имущих. В Литовской ССР в Палангском музее янтаря можно увидеть изделия того времени — круглые точёные бусы, подвески, набранные из янтарных пластинок браслеты. Близкие к натуральным формам, часто асимметричные, мало шлифованные, они, как и в древности, функциональны: это женские украшения.
В одном из залов Музея янтаря в городе Паланга, Литва. |
Подобные украшения и поныне раскрывают обаятельную палитру янтаря и красоту его фактуры. Конечно же, народное понимание материала не стоит на месте: форма куска, его цвет, внутренние прослойки — всё это комбинируется и приспосабливается в зависимости от замысла мастера. Снимите с янтаря слой патины, и с прозрачной стороны куска (художник Ф. Даукантас установил, что прозрачна та сторона, которая когда-то была обращена к солнцу) откроются фантастические образы с гаммой тончайших оттенков.
Осторожность — вот первое условие работы. Бывает, срежет мастер корочку с одной стороны — незавидная поверхность. Срежет с другой — и поймёт, какой камень потерян: угадывается снежная равнина с кустарниками над берегом замёрзшей реки, с далёкой полоской леса, с избами в пушистых шапках снега...
Нынешние народные мастера Литвы не одиночки-любители: в «янтарной» секции общества народного искусства Жемайтийской зоны республики, куда входит Паланга, их десятки. Но вступить в эту секцию непросто — нужно участвовать в выставках не менее двух лет. К тому же многие из претендентов имеют дипломы училища прикладного искусства.
Подчас народный мастер представляется нам этаким старцем, хранителем секретов ремесла. Литовские художники янтаря — люди всех возрастов, но большинство молодёжь, как, например, Альгис Диктанас и его жена Даля, Бируте Бутвилайте, перенимающая опыт у отца. Традиция не в подражании, она берёт начало от видения янтаря как материала. Затем рождается тема изделия, приёмы обработки.
На выставке, посвящённой 35-летию освобождения Клайпеды от фашистов, привлекла внимание мелкая пластика А. Диктанаса — шахматы.
Кажется, чего особенного: янтарные шахматы есть и в Эрмитаже, и в Палангском музее янтаря. Но там просто шахматы, искусно выточенные.
Янтарные шахматы (экспонат Музея янтаря в Паланге, Литва) |
Диктанас же решил отразить средствами мелкой пластики великую битву при Грюнвальде, в борьбе против крестоносцев сплотившую литовцев, белорусов, поляков, русских.
Янтарь и воины — связь эта вроде бы не имеет никаких традиций. Тем более что художник сам усложнил задачу: шахматным фигурам он задумал придать индивидуальный облик — простых воинов, рыцарей, королей.
Тема решена в извечных категориях добра и зла, борьбы светлого начала с тёмным. И тут янтарь сам пришел на помощь.
Из тёмного выполнены враги (металлическая бляшка на груди как бы напоминает о том, что они были закованы в латы), из светлого — «наши». Фигурки славяно-литовских воинов пластичны, полны внутренней ясности, собранности.
«Грюнвальдская битва» эпична, но автору её близки и лирические жанры. На многих выставках внимание зрителей привлекали его медальоны.
Диктанас — противник сочетания янтаря с металлом, он не оправляет весь камень, как ювелиры-профессионалы.
Однако медальон носят на шее, следовательно, соединение с цепочкой неизбежно. Отсюда вопрос: как совместить разнородные материалы? Ведь янтарный кусочек носили некогда на простой бечёвке...
Художник избрал близкий душе литовца орнамент — растительный: прядки осветленного мельхиора свободно ниспадают от места соединения янтаря с цепочкой. Благодаря этому, нижнему краю сообщается редкостное напряжение: он полнеет, как готовая упасть капля, никак не может оторваться, и поединок этот нескончаем.
В искусстве литовских мастеров декоративность солнечного камня раскрывается обычно в нагрудных украшениях. Обусловлено это национальным женским костюмом.
Помимо медальонов, широко распространены наборные ожерелья из мелких янтарей одной тональности с подвесками, бусы. Им свойственна мягкая ритмика, их пластика лирична. Металл (недорогой мельхиор) в отличие от медальонов Диктанаса выступает на равных с камнем.
Современное колье из янтаря |
Всё чаще мастеров привлекают сюжетные композиции, в янтаре находят отражение флора и фауна родного края. Однако истинных высот народного духа художник достигает, когда обращается к преданиям, хранимым литовцами тысячи лет.
Смолокура из Паланги Стасиса Мендейку привлекла легенда об Эгле — королеве Ужей.
Крестьянская дочь Эгле против воли родственников выходит замуж за Ужа, оказавшегося прекрасным принцем из янтарного замка на дне моря.
У них родились три сына и дочь, но Эгле чем дальше, тем сильнее хотела повидаться с братьями, оставшимися на берегу. После долгих уговоров муж отпустил её к родным, наказав строго-настрого не называть людям его имени.
Однако братьям Эгле удалось вызнать у маленькой дочки имя отца, и они убивают его. В страшном горе Эгле превратила своих детей в дуб, берёзу и ясень, а дочь-предательницу — в осину, чтоб трепетала вечно. Сама же стала безрадостной елкой...
В композиции Мендейки «Эгле и Уж» схвачен тот момент, когда женщина, выслушав наказы мужа, приготовилась к возвращению на берег.
Фигуры выполнены из осветлённого мельхиора на фоне янтарной башни: преданная мужу, но не утратившая чувств к родственникам Эгле нежна и непреклонна.
Выбор сюжета, сочетание материалов, их композиционное расположение говорят о тонком вкусе мастера, о глубине проникновения в народный эпос.
Уникальные изделия, соперничая с традиционной продукцией — украшениями, являются неотъемлемой частью творчества литовских художников. В таком подходе к янтарю высший взлёт фантазии, приобщающейся к национальным духовным источникам. Да, здесь, на берегах Балтики, часто звучат и остро воспринимаются строки Саломеи Нерис:
Я несу тебе янтарь заветный,
Эту каплю Балтики
неяркую,
И Литвы любимой имя светлое
Я несу в руках, как солнце жаркое.
П. РЕДЬКИН
Журнал Юный художник №12. 1982 г.
Шкатулка из янтаря, оправленная в серебро |
Макет янтарного карьера |