Итоги конкурсов
Статьи
КАПЛЯ БАЛТИКИ НЕЯРКАЯ

Послушайте порой ночной,

Когда в тревоге стонут волны

И море на берег с волной

Янтарь бросает горстью

полной...

 

И это не метафора поэта — янтарь действительно «выходит» к человеку после шторма. Издревле встречаясь только на побережье, он сросся с жизнью и бытом литовского народа, с его устным творчеством, литературой, искусством. Для литовца он частица духовной культуры родины.

Но что такое янтарь?

Согласно старинной легенде дочь главного бога Перкунаса, обитавшая в янтарном замке на дне морском, полюбила простого рыбака. Юрате и Каститис — так звали их. В наказание отец разрушил замок, а Юрате навек приковал к развалинам. Девушка плачет, и неутешные её рыдания способны взволновать морские глубины. Вот тогда-то, разбушевавшись, море выбрасывает на берег осколки разрушенного замка. Мелкие же крупинки янтаря — слёзы самой Юрате — чистые и прозрачные, как ясна и целомудренна была её любовь...

Это легенда. Научная же версия происхождения янтаря такова: он образовался из смолы хвойных деревьев, и было это около 50 миллионов лет назад. Обильные натёки живицы и внутристволовые «смоляные карманы» скапливались в лесной подстилке. Если почва была сухая и хорошо проветривалась, смола постепенно затвердевала. Со временем её вымывало из земли и из ручейка в ручеек, из реки в реку несло к морю. Там, в устьях древних рек, и вызревал полноценный янтарь.

Как материал он славен узорами — струйчатыми или концентрическими. Создают эти узоры мельчайшие пустотки разного диаметра и густоты. Образовались они благодаря переменному давлению в смоляных ходах, которое порой превышает атмосферное в 100 раз и колеблется в зависимости от целого ряда причин. В разное время вытекали порции живицы, проникая друг в друга или, наоборот, друг друга обволакивая. Содержащиеся в смоле газовые пузырьки распределялись неравномерно, образуя самые причудливые узоры. Вот откуда цветовая гамма янтаря, привлёкшая внимание человека ещё в глубокой древности.

На палеолитических стоянках археологи Литвы нашли много янтарных украшений — пуговиц, бус, подвесок, причем как завершённых, так и в виде заготовок. Позже янтарь проник на юг Европы, а оттуда и в Египет. Примерно в это время камень начали распиливать, сверлить и даже полировать. Среди найденных изделий человеческая фигурка, стилизованная голова лошади, подвески в виде топориков, бусинки, пуговицы. В бронзовом веке, преимущественно в Средиземноморье, янтарь начинают оправлять. На территории нашей страны обнаружены украшения той эпохи, например оправленное в золото изображение льва, грива которого из мамонтовой кости, а глаза янтарные.

Янтарный медведь, найденный около Слупска (Польша). Мезолит/ неолит.
Янтарный медведь, найденный около Слупска (Польша). Мезолит/ неолит.

Янтарная лошадь. 2000 год до н.э.
Янтарная лошадь. 2000 год до н.э.

Этрусские и римские изделия из янтаря (700 год до н.э. - 2 век н.э.)
Этрусские и римские изделия из янтаря (700 год до н.э. - 2 век н.э.)

Древнеегипетские бусины из янтаря
Древнеегипетские бусины из янтаря

Элемент янтарного персидского украшения. 200 год до н.э.
Элемент янтарного персидского украшения. 200 год до н.э.

Фигурка бога Тора. Период викингов.
Фигурка бога Тора. Период викингов.

Китайское название янтаря означает «душа тигра» (ху-по), так как, согласно поверью, душа воинственного тигра после его смерти погружается в землю и превращается в янтарь. В Древнем Китае янтарь служил символом храбрости. В Китае и Японии особо почитали янтарь вишневого цвета, напоминающего кровь дракона, его носили члены императорской семьи.
Китайское название янтаря означает «душа тигра» (ху-по), так как, согласно поверью, душа воинственного тигра после его смерти погружается в землю и превращается в янтарь. В Древнем Китае янтарь служил символом храбрости. В Китае и Японии особо почитали янтарь вишневого цвета, напоминающего кровь дракона, его носили члены императорской семьи.

В средние века расцвела цеховая обработка янтаря, причём применялись самые сложные приёмы: резание, гравирование, инкрустация, шлифовка. Любовь народа к этому полудрагоценному камню помогла сберечь традиционный взгляд на него, подвергавшийся воздействию изменчивых стилей эпохи, связанных со вкусами власть имущих. В Литовской ССР в Палангском музее янтаря можно увидеть изделия того времени — круглые точёные бусы, подвески, набранные из янтарных пластинок браслеты. Близкие к натуральным формам, часто асимметричные, мало шлифованные, они, как и в древности, функциональны: это женские украшения.

В одном из залов Музея янтаря в городе Паланга, Литва.
В одном из залов Музея янтаря в городе Паланга, Литва.

Подобные украшения и поныне раскрывают обаятельную палитру янтаря и красоту его фактуры. Конечно же, народное понимание материала не стоит на месте: форма куска, его цвет, внутренние прослойки — всё это комбинируется и приспосабливается в зависимости от замысла мастера. Снимите с янтаря слой патины, и с прозрачной стороны куска (художник Ф. Даукантас установил, что прозрачна та сторона, которая когда-то была обращена к солнцу) откроются фантастические образы с гаммой тончайших оттенков.

Осторожность — вот первое условие работы. Бывает, срежет мастер корочку с одной стороны — незавидная поверхность. Срежет с другой — и поймёт, какой камень потерян: угадывается снежная равнина с кустарниками над берегом замёрзшей реки, с далёкой полоской леса, с избами в пушистых шапках снега...

Нынешние народные мастера Литвы не одиночки-любители: в «янтарной» секции общества народного искусства Жемайтийской зоны республики, куда входит Паланга, их десятки. Но вступить в эту секцию непросто — нужно участвовать в выставках не менее двух лет. К тому же многие из претендентов имеют дипломы училища прикладного искусства.

Подчас народный мастер представляется нам этаким старцем, хранителем секретов ремесла. Литовские художники янтаря — люди всех возрастов, но большинство молодёжь, как, например, Альгис Диктанас и его жена Даля, Бируте Бутвилайте, перенимающая опыт у отца. Традиция не в подражании, она берёт начало от видения янтаря как материала. Затем рождается тема изделия, приёмы обработки.

На выставке, посвящённой 35-летию освобождения Клайпеды от фашистов, привлекла внимание мелкая пластика А. Диктанаса — шахматы.

Кажется, чего особенного: янтарные шахматы есть и в Эрмитаже, и в Палангском музее янтаря. Но там просто шахматы, искусно выточенные.

Янтарные шахматы (экспонат Музея янтаря в Паланге, Литва)
Янтарные шахматы (экспонат Музея янтаря в Паланге, Литва)

Диктанас же решил отразить средствами мелкой пластики великую битву при Грюнвальде, в борьбе против крестоносцев сплотившую литовцев, белорусов, поляков, русских.

Янтарь и воины — связь эта вроде бы не имеет никаких традиций. Тем более что художник сам усложнил задачу: шахматным фигурам он задумал придать индивидуальный облик — простых воинов, рыцарей, королей.

Тема решена в извечных категориях добра и зла, борьбы светлого начала с тёмным. И тут янтарь сам пришел на помощь.

Из тёмного выполнены враги (металлическая бляшка на груди как бы напоминает о том, что они были закованы в латы), из светлого — «наши». Фигурки славяно-литовских воинов пластичны, полны внутренней ясности, собранности.

«Грюнвальдская битва» эпична, но автору её близки и лирические жанры. На многих выставках внимание зрителей привлекали его медальоны.

Диктанас — противник сочетания янтаря с металлом, он не оправляет весь камень, как ювелиры-профессионалы.

Однако медальон носят на шее, следовательно, соединение с цепочкой неизбежно. Отсюда вопрос: как совместить разнородные материалы? Ведь янтарный кусочек носили некогда на простой бечёвке...

Художник избрал близкий душе литовца орнамент — растительный: прядки осветленного мельхиора свободно ниспадают от места соединения янтаря с цепочкой. Благодаря этому, нижнему краю сообщается редкостное напряжение: он полнеет, как готовая упасть капля, никак не может оторваться, и поединок этот нескончаем.

В искусстве литовских мастеров декоративность солнечного камня раскрывается обычно в нагрудных украшениях. Обусловлено это национальным женским костюмом.

Помимо медальонов, широко распространены наборные ожерелья из мелких янтарей одной тональности с подвесками, бусы. Им свойственна мягкая ритмика, их пластика лирична. Металл (недорогой мельхиор) в отличие от медальонов Диктанаса выступает на равных с камнем.

Современное колье из янтаря
Современное колье из янтаря

Всё чаще мастеров привлекают сюжетные композиции, в янтаре находят отражение флора и фауна родного края. Однако истинных высот народного духа художник достигает, когда обращается к преданиям, хранимым литовцами тысячи лет.

Смолокура из Паланги Стасиса Мендейку привлекла легенда об Эгле — королеве Ужей.

Крестьянская дочь Эгле против воли родственников выходит замуж за Ужа, оказавшегося прекрасным принцем из янтарного замка на дне моря.

У них родились три сына и дочь, но Эгле чем дальше, тем сильнее хотела повидаться с братьями, оставшимися на берегу. После долгих уговоров муж отпустил её к родным, наказав строго-настрого не называть людям его имени.

Однако братьям Эгле удалось вызнать у маленькой дочки имя отца, и они убивают его. В страшном горе Эгле превратила своих детей в дуб, берёзу и ясень, а дочь-предательницу — в осину, чтоб трепетала вечно. Сама же стала безрадостной елкой...

В композиции Мендейки «Эгле и Уж» схвачен тот момент, когда женщина, выслушав наказы мужа, приготовилась к возвращению на берег.

Фигуры выполнены из осветлённого мельхиора на фоне янтарной башни: преданная мужу, но не утратившая чувств к родственникам Эгле нежна и непреклонна.

Выбор сюжета, сочетание материалов, их композиционное расположение говорят о тонком вкусе мастера, о глубине проникновения в народный эпос.

Уникальные изделия, соперничая с традиционной продукцией — украшениями, являются неотъемлемой частью творчества литовских художников. В таком подходе к янтарю высший взлёт фантазии, приобщающейся к национальным духовным источникам. Да, здесь, на берегах Балтики, часто звучат и остро воспринимаются строки Саломеи Нерис:

 

Я несу тебе янтарь заветный,

Эту каплю Балтики

неяркую,

И Литвы любимой имя светлое

Я несу в руках, как солнце жаркое.

 

П. РЕДЬКИН

Журнал Юный художник №12. 1982 г.

 

Шкатулка из янтаря, оправленная в серебро
Шкатулка из янтаря, оправленная в серебро

Макет янтарного карьера
Макет янтарного карьера