РИСУЕМ ГОЛОВУ увеличить изображение
РИСУЕМ ГОЛОВУ

 

В жизни невозможно встретить двух абсолютно похожих друг на друга людей. Даже смена мыслей и настроений вызывает большие изменения в лице. Вместе с тем при всей бесконечности индивидуальных различий есть нечто общее в строении форм головы.

Поэтому на первых порах, работая над рисунком живой натуры, не стремитесь во что бы то ни стало достичь полного сходства с моделью, а постарайтесь понять основы, составляющие единый, пластически совершенный объём. Только тогда художник может выполнить выразительный, жизненно правдивый рисунок, когда за внешними очертаниями сумеет уловить истинную пластическую суть головы, разобрать, как одна форма возникает из другой, когда вникнет в назначение каждой детали.

 

Значение пропорций головы, особенно её лицевой части, изучение анатомических закономерностей расположения основных костей и мышц помогают сделать конструктивно оправданный рисунок. Иначе, несмотря на приблизительную передачу сходства, рисунок головы будет профессионально неграмотным.

 

Желательно серьёзно изучить строение черепа, так как его формы и пропорции во многом определяют внешнюю пластику головы. Череп следует анализировать, рисуя его в различных положениях и поворотах.

Но для первого длительного этюда череп можно установить в трёхчетвертном повороте. В этом случае лучше виден объём модели, основные парные и симметричные формы костей и достаточно хорошо прослеживается очертание профиля, которое теряется при повороте черепа анфас.

 

Установите череп на уровне глаз, чтобы не было сильного наклона назад, подставьте под затылочную кость спичечный коробок. Нужно так осветить череп, чтобы избежать сильного контраста светотени, поскольку в этом случае углублённые его части будут восприниматься плоскими чёрными пятнами.

Для рисунка рекомендуется формат бумаги в 1/2 листа. Длительность работы определяется тем, как вы справляетесь с задачей. Обычно череп рисуют 6—8 часов.

 

Приступая к работе, надо обращать особое внимание на строение костей черепа, на его пропорции, именно эти качества определяют пластическую характеристику головы. Многое зависит от правильного определения соотношения размеров верхней (мозговой) и нижней (лицевой) частей черепа» Горизонтальная линия, проходящая через переносицу, как раз делит череп по вертикали на две равные части.

 

Продумайте, как лучше разместить изображение на листе бумаги. Затем намечайте общую форму черепа и, ориентируясь на вспомогательные срединную и горизонтальную линии, переходите к его построению.

 

В черепе две глазницы, две скуловые кости, два лобных бугра. Строение носовой кости и костей верхней и нижней челюстей, как и многих других, симметричное. В ходе построения черепа все эти кости намечайте одновременно, как принято говорить — парами. Такая работа настраивает глаз на цельное видение, побуждает к постоянному сравнению, анализу изображаемого. В то же время, рисуя череп, не увлекайтесь несущественными деталями, не убивайте время на срисовывание соединительных линий и швов.

 

Главная задача — изучение пластической формы, уяснение характера выпуклостей и углублений на черепе и их влияния на живую форму головы.

В связи с этим особое внимание нужно обратить на построение и проработку шарообразной формы верхней (мозговой) части черепа, в частности лобной кости с её буграми и надбровными дугами.

 На живой голове форма лобной кости в отличие от других, находящихся под толстым мышечным покровом костей, почти не изменяется; она лишь слегка сглажена кожей и под тонким слоем мышц остается почти неизменной.

Надо учесть, что форма лобной кости так же, как и кости нижней челюсти, определяет во многом общий характер головы.

 

РИСУНОК ГОЛОВЫ НАТУРЩИКА

 

Начинающим художникам обычно советуют выбрать для рисунка модель с ясно выраженным характером головы и лица, без усов и бороды. На такой модели легче читаются закономерности её строения, ясно видна конструктивно-перспективная основа большой формы, светотеневые и тональные отношения.

Для первого рисунка головы рекомендуется такая же точка зрения, с какой вы изображали череп. Это даст возможность рисовать живую модель, всё время сверяя её с рисунком черепа. И здесь важно искать не только общие основы, но и подметить различие в строении костяка головы (характер профиля, узкий череп, широкий череп, форма лобной кости, развитость скуловых костей, общие отношения высоты и ширины).

 

Важное значение для успешной работы над рисунком имеют продуманное освещение, ровный, однотонный, не очень тёмный фон. Сидеть от модели нужно на таком расстоянии, при котором рисующий может охватить взглядом всю голову натурщика.

При длительном штудировании головы (16—20 часов) старайтесь соблюдать последовательность построения рисунка. Это поможет рациональному использованию сил, сознательному и неторопливому выполнению важных взаимосвязанных задач, начиная от анатомического анализа модели до живого её изображения. Прежде всего не забывайте соблюдать общеизвестный принцип: от общего к частному и от обогащённого частного — снова к общему.

Юному художнику надо знать, как начинать, как вести и как заканчивать работу над длительным рисунком. В этом наряду с добросовестностью и трудолюбием — основа успеха.

 

Г. НЕЗНАИКИН

Журнал Юный художник №11. 1981 г.

 

На аватаре: К.А. Сомов. Портрет художника М. Добужинского. Карандаш. 1918 г.

 

И.Е. Р е пи н. Портрет Климова. Карандаш. 1867 г.
И.Е. Р е пи н. Портрет Климова. Карандаш. 1867 г.

В.Д. П о л е н о в. Этюд женской головы. Карандаш.
В.Д. П о л е н о в. Этюд женской головы. Карандаш.

Э.Я. Эйнманн. Портрет художника В. Лойка. Карандаш. 1955 г.
Э.Я. Эйнманн. Портрет художника В. Лойка. Карандаш. 1955 г.

А.А. Мыльников. Портрет мальчика. Карандаш. 1943 г.
А.А. Мыльников. Портрет мальчика. Карандаш. 1943 г.

А.А. Пластов. Портрет старика. Карандаш.
А.А. Пластов. Портрет старика. Карандаш.