Из воспомнаний сына Аполлинария Васнецова об отце увеличить изображение
Из воспомнаний сына Аполлинария Васнецова об отце

Я люблю все родное, народное.

Ап. Васнецов

 

В  Москве, в доме № 6 по Фурманному переулку находится Мемориальный музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова, моего отца. Я живу здесь с ранних лет и по сей день. Воспоминания об отце, о моём детстве неразрывно связаны с этой квартирой.

Я помню, что переулок в те годы освещался газовыми фонарями, дававшими неяркий, голубоватый свет. С наступлением сумерек появлялся фонарщик с лестницей на плече и, подставляя её к каждому фонарю, поднимался и зажигал газовую горелку.

Я ждал этого часа. Отец возвращался из Училища живописи, ваяния и зодчества, в котором много лет вёл пейзажный класс, и ложился отдыхать в кабинете как раз против окна, где стоял газовый фонарь.

 

Над изголовьем дивана, на потолке, была рельефная лепка, и сквозь щёлку в шторе золотистый луч фонаря освещал деталь орнамента лепнины, напоминавшую рыбку. Так и называли мы её «нашей золотой рыбкой». Появлялась она всякий раз, как только зажгут фонари.

 

Забравшись к отцу на диван и укрывшись вместе с ним большим пледом, я ждал и иногда торопил: «Ну, папа, теперь рассказывай». И отец начинал повесть о своём детстве, о братьях, отце.

 

Родился Аполлинарий Васнецов в маленьком селе Рябове в 90 верстах от Вятки (ныне Киров) в небольшом домике с мезонином, откуда открывался прекрасный вид на заречные дали. В нём было четыре комнаты, и от обычного деревенского дома он отличался только более высокими потолками и большими окнами.

Аполлинарий Васнецов  «Наш дом. Рябово.»   1919 г.
Аполлинарий Васнецов «Наш дом. Рябово.» 1919 г.

Дед мой, сельский священник, окончил Вятскую духовную семинарию, но тяга к знаниям у него была настолько велика, что он постоянно занимался самообразованием.

Дед хорошо разбирался в ботанике, геологии и вообще в естествознании. Он любил ночное звёздное небо и знал астрономию. Эту любовь к знаниям он воспитывал в детях, особенно в Аполлинарии, которого в детстве дразнили «учёным».

Аполлинарий Васнецов  «Портрет отца»  (Михаила Васнецова)
Аполлинарий Васнецов «Портрет отца» (Михаила Васнецова)

В молодости, живя в Петербурге, Аполлинарий собрал в его окрестностях геологическую коллекцию, которую впоследствии передал Петербургскому университету. А воспитанная дедом любовь к астрономии привела к тому, что, поселившись в Москве, он стал одним из членов-учредителей Московского общества любителей астрономии.

 

Семья Васнецовых была многодетной, жила бедно, нуждалась подчас в самом необходимом, даже в тёплой одежде. Летом мальчики вели обычную жизнь деревенских ребят, ловили рыбу в мельничном пруду, собирали грибы, орехи, ягоды.

У Аполлинария рано определилась ещё одна детская страсть — стремление к рисованию. Совсем юным он начал создавать мелом пейзажные композиции на стенах мезонина. Чтобы Аполлинарий не пачкал стен, мел у него отбирали. Тогда он стал рисовать углём. Отобрали и уголь. Тогда он перешёл на мыло.

Наконец, видя неуёмное стремление мальчика к творчеству, ему привезли из Вятки бумагу и карандаши. Так его художественные стремления были узаконены.

Аполлинарий Васнецов  «Начало мая. Рябово.»  1918 г.
Аполлинарий Васнецов «Начало мая. Рябово.» 1918 г.

В 1870 году мой дед умер. Старший брат, Виктор, учился тогда в Петербурге в Академии художеств. Приехав на родину хоронить отца и увидев талантливые рисунки Аполлинария, он решил дать ему серьёзное художественное образование. Виктор устроил своего младшего брата учиться в Вятке у ссыльного художника-революционера Эльвиро Андриолли — прекрасного рисовальщика, широко образованного человека.

В. Васнецов «Автопортрет» Карандаш. 1872 г.
В. Васнецов «Автопортрет» Карандаш. 1872 г.

В 1878 году Аполлинарий уезжает к брату в Москву. Под его влиянием Аполлинарий много и упорно работает и в 1879 году пишет первый московский этюд «Вид на Крымский мост. Кремль и храм Христа Спасителя со стороны Нескучного сада».

Аполлинарий Васнецов  «Вид на Крымский мост. Кремль и храм Христа Спасителя со стороны Нескучного сада»
Аполлинарий Васнецов «Вид на Крымский мост. Кремль и храм Христа Спасителя со стороны Нескучного сада»

В дальнейшем Виктор ввёл младшего брата в Абрамцевский художественный кружок. Здесь Аполлинарий познакомился с крупнейшими русскими художниками В. Д. Поленовым и И. Е.Репиным. Оба эти художника оказали большое влияние на дальнейшее творчество молодого Васнецова. С Поленовым он ходил на этюды, а к Репину неоднократно ездил в Петербург и Финляндию, рисовал на его «нечётных четвергах».

 

Наконец с 1883 года мой отец начинает участвовать на выставках «Товарищества передвижников», и П. М. Третьяков приобретает у него для галереи «Серый денёк».

Аполлинарий Васнецов  «Серый денёк (Серенький день)»   1883 г. Третьяковская галерея
Аполлинарий Васнецов «Серый денёк (Серенький день)» 1883 г. Третьяковская галерея

В конце прошлого века Аполлинарий Михайлович много путешествует. В автобиографии он пишет: «Воспитали меня как художника-пейзажиста, главным образом, мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей».

Картины и этюды этого периода рассказывают о бескрайних просторах нашей страны. В них с удивительной правдивостью и выразительностью отражается своеобразие географических зон. Особенно часто он посвящает картины Уралу. «Характер Урала, его природа очень мне напоминали Вятский край, мое любимое Рябово».

 

Известный русский художник М. В. Нестеров писал о творчестве Ап. Васнецова: «Аполлинарий был поэт-романтик, никто, кроме него, так ярко не изображал ландшафты моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги». И даже находясь в творческой поездке за границей, он написал в Париже одну из самых крупных и известных картин «Северный край. Сибирская река» (1899 г.). Она поражает зрителя величавым, спокойным могуществом, созвучным былинному русскому эпосу.

Аполлинарий Васнецов  «Северный край»  Холст, масло. 1899 г. Государственный Русский музей.
Аполлинарий Васнецов «Северный край» Холст, масло. 1899 г. Государственный Русский музей.

Каждое лето с 1903 по 1917 год наша семья жила в старинном имении В. И. Танеева вблизи города Клина — в селе Демьянове. Там огромный липовый парк, большие пруды, речка Сестра, а с возвышенности открывались холмистые просторы Клинско-Дмитровской гряды. Здесь Аполлинарием Васнецовым было написано около 300 этюдов. Вот один из них:

Аполлинарий Васнецов  «На погосте. Демьяново.»  1917 год. Музей квартира А. Васнецова в Москве.
Аполлинарий Васнецов «На погосте. Демьяново.» 1917 год. Музей квартира А. Васнецова в Москве.

В дальние походы отец брал сравнительно небольшой этюдник, для близких — огромный со складывающимися медными ножками, большой зонтик на чёрной подкладке, жезл вроде копья для его установки, складной стульчик, холсты на подрамниках, запас красок. Все это художественное имущество было весьма тяжёлым, и когда я подрос, то часто, помогая, сопровождал отца.

В 1897 году Ап. Васнецова приглашают оформить народную музыкальную драму М. П. Мусоргского «Хованщина» в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова. С большим увлечением приступил он к созданию декораций, стараясь как можно правдивее передать дух времени XVII века. После постановки этой оперы художник почти всю последующую творческую жизнь посвящает истории Москвы.

Отец вдумчиво и серьёзно относился к сбору материалов по истории Москвы, изучал древние планы, летописи, описания иностранцев, путешествовавших по Московии, бродил по столице с альбомом, делал зарисовки, записи и на основании собранных данных создавал произведения, строго достоверные в историческом отношении.

Репродукциями с его картин иллюстрируются не только учебники, но и новейшие работы по истории Москвы и других городов. Недаром Аполлинария Васнецова называют «певцом древней Москвы». На картинах он старался представить не только архитектуру древнего города, жизнь и быт его населения, но и настроение, царившее в те далекие времена.

Аполлинарий Васнецов  «Московский Кремль при Иоанне III»   Музей квартира А. Васнецова в Москве.
Аполлинарий Васнецов «Московский Кремль при Иоанне III» Музей квартира А. Васнецова в Москве.

В 1900 году Ап. Васнецову присуждают звание академика живописи и в том же году его принимают в члены Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе.

Через шесть лет ему присваивают учёное звание действительного члена этого общества. В 20-е годы Аполлинарий Михайлович был председателем Комиссии по изучению Москвы. Вскоре эта комиссия была реорганизована в общество «Старая Москва».

Много душевных сил отдал художник делу сохранения древних памятников столицы. Когда в Москве началось строительство метрополитена, прокладка туннелей и рытьё котлованов для станций открытым способом, отец был одним из консультантов в этих своего рода археологических раскопках. Ведь строители нередко вскрывали остатки древних сооружений, фундаменты зданий. Он осматривал находки, делал измерения, зарисовки, а вернувшись домой, обрабатывал наблюдения. Зачастую они становились материалом для его произведений о старой Москве.

 

В конце 20-х и начале 30-х годов Аполлинарий Михайлович выполнил большую серию крупных акварелей по истории Москвы для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы).

Я вспоминаю, что старинные книги и планы, гравюры и зарисовки, не умещаясь на рабочем столе, были разложены на стульях и даже на полу. И отец, с лупою в руках стоя на коленях, делал нужные ему наброски и выборки. Потом разрабатывался план картин, осуществлялась привязка объектов к местности; для правильной передачи перспективы восстанавливались исчезнувшие здания. После создавался эскиз, который обсуждался на учёном совете Археологического общества, и художник здесь как бы «защищал» проект.

Присутствующими на защите всегда отмечалась удивительная способность Аполлинария Михайловича заглянуть в даль веков.

В трудные послереволюционные годы, не имея возможности выезжать за город, отец начал искать сюжеты в Москве. Объектами его больших этюдов стали сохранившиеся архитектурные памятники истории, культуры. Излюбленными были: Коломенское, Симонов и Новодевичий монастыри, Найдёновский парк. Несмотря на то, что художнику было уже за 70 лет, все эти этюды отличаются солнечностью, яркостью красок и жизнерадостностью. Последний этюд этой серии он начал писать весною 1932 года, но не смог его закончить.

Умер Аполлинарий Михайлович 23 января 1933 года. На надгробии могилы начертаны слова, прекрасно характеризующие его личность: «Художнику. Историку. Мыслителю».

 

ВСЕВОЛОД ВАСНЕЦОВ

Журнал Юный художник №11. 1981 г.

 

На аватаре: В. Васнецов «Портрет Аполлинария Васнецова» Карандаш. 1872 г.

 

Музей-квартира А. Васнецова в Москве. Фотография семьи Васнецовых.
Музей-квартира А. Васнецова в Москве. Фотография семьи Васнецовых.

Музей-квартира А. Васнецова в Москве.  Кабинет Аполлинария Васнецова. Слева видно часть рабочего стола Ап. Васнецова. Справа виден турецкий диван, на котором любил отдыхать художник. На этом диване его и застала смерть.  Большая картина на стене называется «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень».
Музей-квартира А. Васнецова в Москве. Кабинет Аполлинария Васнецова. Слева видно часть рабочего стола Ап. Васнецова. Справа виден турецкий диван, на котором любил отдыхать художник. На этом диване его и застала смерть. Большая картина на стене называется «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень».

Аполлинарий Васнецов  «Лес на горе Благодать»  1890 год
Аполлинарий Васнецов «Лес на горе Благодать» 1890 год