У НАС В ИНТЕРНАТЕ

 

Чудесен лес. Узорны фрески

На ветках, на стволах и пнях,

И, как алмазные подвески,

Висят сосульки на ветвях.

 

Впечатления пятиклассника Миши Осипова как-то сами собой складываются в стихи. Мне они особенно близки и понятны. Вспоминаю, как днём Оля тащила меня за руку, Миша за другую, и мне приходилось вслед за ними шагать в глубокий, почти до колен снег.

— Наталья Рудольфовна! Вы только посмотрите!

Меня вдруг со всех сторон окружают ёлки. Покрытые пушистым белым снегом, они стоят причудливыми, фантастическими фигурами. Ошеломляет тишина. Куда же подевались голоса детей?

 

Сейчас ребятам трудно вспомнить, с чего же началось у них увлечение стихами и живописью. Может быть, с «Почемучки», когда они, тогда ещё третьеклассники, заняли первое место в интернатском конкурсе на лучшую обёртку для шоколада и получили тёплое письмо от художников «Рот-фронта». А быть может, тогда, когда к 15-летию интерната оформляли альбом с рисунками, стихами, рассказами о нашей жизни. А может, когда к юбилею Ф. И. Тютчева провели день поэзии и каждый сделал иллюстрацию к понравившемуся ему стихотворению...

 

Родители стали покупать детям карандаши, акварель, гуашь, пастель, фломастеры. Библиотекарь отбирает для ребят сборники стихов. Вместе с ребятами мы слушаем музыку, ходим в музеи и на художественные выставки. Впечатления выливаются в рисунки и стихи.

У нас в классе постоянно действуют две экспозиции рисунков: на большом стенде помещены лучшие работы всех ребят, на маленьком — «персональная» выставка. Конечно, каждый мечтает о собственной.

 

Наша цель — сделать так, чтоб жизнь не мыслилась без стихов и рисунков. Доказать, что рисовать и писать могут все. Что каждый видит мир по-своему.

 

Конечно, от видения мира к его изображению ведёт путь долгой, упорной работы. И чтобы путь этот был успешно пройден, нужно научить ребёнка любить свое дело, нужна и методика отработки мастерства.

 

Первые предлагаемые ученикам темы — пейзажные. «Солнце», «Лес», «Дорога». Они дают ребенку возможность определить себя в огромном, непостижимом мире, протянуть ниточку между собой и солнцем. Детские стихи и рисунки на подобные темы неожиданны и своеобразны.

 

Через «Ночь», «Утро» дети подводятся к таким темам, как «Окно», «Дом». Почему не наоборот? Чтобы увидеть «небо в чашечке цветка», надо, по- моему, вначале научиться видеть небо.

 

Следующие работы — «Этюд о цветке», «Этюд о звере». Может быть, впервые маленький человек почувствовал себя в ответе за тех, кого он приручил.

 

Темы, как правило, выбираются самые неожиданные. Но они должны быть естественно связаны с теми жизненными впечатлениями, которыми в данный момент захвачены дети.

Важно помнить: педагог не отшлифовывает те или иные творения, а воспитывает будущих творцов, приучает их любить искусство, постигать основы профессионального ремесла. Если неуверенный в себе и замкнутый ребёнок становится весёлым, инициативным, если он не расстаётся с карандашом и кисточкой — значит, цель достигнута.

 

Н. БЕРШАДСКАЯ, педагог-воспитатель спецшколы-интерната № 2 Москва

 Журнал Юный художник №11. 1981 г.