ОБРАЗ КОММУНИСТА В СОВЕТСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

 

Великий Октябрь открыл новую эру в истории человечества, возвестил миру о рождении нового социального строя. С этого времени эпоха выдвинула на авансцену общественной жизни людей, озарённых идеями пролетарской революции, нравственно цельных и непоколебимых — большевиков, коммунистов.

Вспомним первые слова исторической победной речи Ленина в Актовом зале Смольного: «Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась». За внешней простотой этой фразы сколько силы и скрытого драматизма! Мы знаем, как труден был путь к осуществлению заветной мечты, долгий путь самоотверженной борьбы и лишений. Какой верой в свой народ и несгибаемой стойкостью духа отмечена жизнь каждого большевика!

С первых шагов молодой Советской Республики коммунисты вызывают восхищение простых людей, злобу и ненависть старого мира. В классовых битвах закалялась сталь большевистского характера, отстаивалась чистота ленинских идеалов.

 

Искусству, призванному Октябрём, предстояло освоить этот жизненный материал, найти такие краски для воплощения героя своего времени, какие никто ещё не опробовал. Лучшие художники искали и находили их. Они создали замечательные, яркие картины неповторимой поры нашей истории. Своим мастерством и вдохновением воскресили образы рыцарей революции, самоотверженных, бескорыстных, кристально чистых в своих нравственных помыслах.

 

Неиссякаемым источником вдохновения для художников всех поколений стал образ В. И. Ленина. Мы по праву гордимся достижениями советской Ленинианы, связанными в первую очередь с именем Н. Андреева.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Первый этюд с натуры. 1920. Пластилин. Центральный музей В. И. Ленина
Н. Андреев. В. И. Ленин. Первый этюд с натуры. 1920. Пластилин. Центральный музей В. И. Ленина

Н. А. Андреев. Ленин пишущий. 1920. Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.
Н. А. Андреев. Ленин пишущий. 1920. Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.

Вспоминая зачинателей ленинской темы в нашем искусстве, не могу не назвать имя Игоря Эммануиловича Грабаря. И прежде всего его известную, но, по-моему, недооцененную ещё картину «Ленин у прямого провода», которую можно смело считать большим художественным открытием своего времени. В чем новаторство и новизна этого произведения? В жизненности, полной безыскусственности и высоком мастерстве, в глубокой трактовке образа Владимира Ильича.

Грабарь сумел раскрыть его многогранно — перед нами и гениальный руководитель партии, и «самый человечный изо всех живущих на земле людей».

На картине показан эпизод, когда Владимир Ильич ведёт переговоры по телеграфу с командующими фронтами в дни гражданской войны. Действие происходит в небольшом коридоре, примыкающем к кабинету председателя Совнаркома. Уже наступает утро, в окнах брезжит свет зари. Вот и все события, и сюжет вроде обыденный. Но как много мыслей и чувств будит в нас эта картина художника! Глядя на неё, мы отчетливо осознаём и грозность времени, когда Советская Республика сдерживала натиск интервенции с юга и севера, запада и востока; и титаническое напряжение ленинской работы — без передышек, без сна и отдыха. Но ещ в картине с удивительной теплотой переданы высокая духовность и человечность, которые так характерны для людей ленинской гвардии.

 

В книге «Моя жизнь» И. Э. Грабарь рассказывает, как он искал композиционное решение картины: «Вначале она мне никак не давалась: не выходили ни Ленин, ни вся сцена вообще, ибо не было стержня, вокруг которого я мог бы развернуть ленинскую тему... Я несколько раз менял все позы, в том числе и позу телеграфиста у аппарата Бодо. Первоначально он смотрел у меня вниз, на клавиатуру. Я решил повернуть его к Ленину, и этот поворот привёл меня логически к новой, основной концепции картины. Юноша-телеграфист не просто смотрит на Владимира Ильича, чтобы хорошо слышать, что тот диктует. Под влиянием длительной беседы и осознав грандиозность разворачивающихся где-то далеко событий, о которых он только что принял сообщение, юноша сам ими захвачен, восторженно слушает ответ Ленина — прямой, ясный, не допускающий кривотолков и возражений, и впивается глазами в вождя, за дело которого он готов отдать свою жизнь. Когда я нашёл этот стержень, картина в основном была готова: её надо было только писать».

И далее Грабарь говорит, сколько труда он потратил на поиски наиболее достоверного и убедительного облика Ильича, на изучение его бесед с фронтами, как он воссоздал у себя в мастерской всю обстановку переговоров, и даже сам для этого построил телеграфный аппарат по экземпляру Политехнического музея. Вся работа над произведением заняла шесть лет.

И.Э. Грабарь «Ленин у прямого провода»
И.Э. Грабарь «Ленин у прямого провода»

Кроме широты содержания, безукоризненной исторической достоверности, картина поучительна и решением чисто живописных задач. Например, немалого мастерства от художника потребовала передача противоборства двух светов: справа голубоватый свет занимающегося утра, слева электрический. Приподнятая эмоциональность, мажорность достигаются и смелым сочетанием цветов — розово-красных стен, ковра, с белизной двери и синевой рассвета, льющейся из окна.

Мы видим, что Грабарь здесь ясно выразил гражданское понимание революционной темы, свое кредо художника-реалиста.

 

Всё более глубокое постижение характера советского человека осуществляют наши мастера в ЗО-е годы. На многих полотнах художников того времени запечатлён стремительный темп эпохи, трудовой героизм первых пятилеток, беззаветная преданность советских людей социализму, их готовность отдать жизнь за торжество этих идей.

 

Одна из моих любимых картин — «Допрос коммунистов» Бориса Владимировича Иогансона. По силе воздействия она стоит в одном ряду с «Оптимистической трагедией» Всеволода Вишневского, романом Николая Островского «Как закалялась сталь». Написанная на тему гражданской войны, картина пережила своё второе рождение в годы Великой Отечественной.

Б.В. Иогансон «Допрос коммунистов»
Б.В. Иогансон «Допрос коммунистов»

Вспоминается случай из моей фронтовой жизни. Однажды вызывает меня командир роты и даёт задание выпустить листовку. И добавляет: «Я помню одну картину — белогвардейцы допрашивают коммунистов, но они не сдаются. Вот и изобрази, как наши красноармейцы не сдаются». Я понял, что должен воспроизвести обычным карандашом на боевом листке «Допрос коммунистов».

Да, сила и непреклонность героев Иогансона помогала нам выстоять и победить врага. И в наши дни картина Иогансона живёт полнокровной жизнью, говорит о том, как свято должны мы беречь идеалы революции, которая дала нашему народу свободу, землю и волю.

 

Грабарь и Иогансон — мастера старшего поколения, обладающие блестящей профессиональной школой. Они органично и творчески наследовали лучшие традиции русской живописи XIX века, её гигантов — И. Репина, В. Сурикова. Но крупные достижения в создании тематической картины по плечу и молодым художникам. Приведу только один пример.

В 1957 году на молодёжной московской выставке Гелий Коржев показал часть триптиха «Коммунисты». Какую гражданскую и художественную зрелость проявил молодой живописец! Его «Коммунисты» сразу вошли в золотой фонд советского искусства.

Три картины, составляющие произведение, задуманы и решены мощно и лаконично, они составляют единое целое, и в то же время каждая часть может существовать самостоятельно.

Гелий Коржев. Триптих «Коммунисты». Холст, масло. 156 x 290 см  Государственный Русский музей
Гелий Коржев. Триптих «Коммунисты». Холст, масло. 156 x 290 см Государственный Русский музей

Блестяще написана центральная часть — «Поднимающий знамя». Она живописна и проста. Всё внимание художник сосредоточивает на образе рабочего и алом знамени. В основу сюжета взят кульминационный момент, к которому герой готовился, может быть, каждым днём своей жизни и борьбы. Минуту назад он шёл за знаменосцем в общих рядах, был одним из многих. И вот теперь сам берёт знамя у погибшего товарища, чтобы вести за собой людей. Как прекрасны руки рабочего — крепкие, могучие, надежные!

Гелий Коржев «Поднимающий знамя»
Гелий Коржев «Поднимающий знамя»

Так же выразительны две другие части триптиха. «Интернационал» — гимн несокрушимости коммунистов, высоким, героическим качествам в человеке. С эпической силой художник даёт образы двух красноармейцев, отстаивающих Красное знамя ценою своей жизни. Левая часть триптиха «Гомер. Рабочая студия» — своеобразная перекличка эпох, символ вечности искусства, творческого духа народа.

Художник изображает своих героев в минуты наивысшего напряжения сил. Мы видим характеры настоящих борцов-коммунистов, за которыми пойдут тысячи людей.

Гелий Коржев. Триптих «Коммунисты». Правая часть триптиха – «Интернационал». Холст, масло. 290 x 130 см
Гелий Коржев. Триптих «Коммунисты». Правая часть триптиха – «Интернационал». Холст, масло. 290 x 130 см

Хотя сюжет триптиха относится к революционному прошлому, вы сразу определите, что он написан в наше время, его образный и живописный строй не спутаешь с произведениями предшествующих десятилетий.

Все внешние приметы времени даны в общих чертах. Образы героев обобщены. Художника интересует не только прошлое. Он обращается к современникам, поколению наследников революции и пролетарской победы. Говорит о том, как важен подвиг отцов, их нравственный пример для тех, кто несёт сегодня пролетарское знамя, как высока гражданская ответственность каждого из нас за упрочение завоеваний Великого Октября.

Произведение Г. Коржева ещё раз убеждает в том, что главное достоинство художника в умении выразить своё время. Получилось это — ты настоящий художник, не получилось — не художник.

Гелий Коржев. Триптих «Коммунисты». Левая часть триптиха  - «Гомер (Рабочая студия)». Холст, масло. 290 x 130 см
Гелий Коржев. Триптих «Коммунисты». Левая часть триптиха - «Гомер (Рабочая студия)». Холст, масло. 290 x 130 см

История советского искусства знает немало примеров, когда свою эпоху живописец передавал не только в тематических больших полотнах, но и в скромных натюрмортах или портретах. Вспомним портреты Г. Рижского «Делегатка», «Председательница». Сколько в этих образах духовной красоты, спокойного достоинства и убеждённости!

Георгий Ряжский «Делегатка» Холст, масло. 1927 г.
Георгий Ряжский «Делегатка» Холст, масло. 1927 г.

Или возьмём знаменитый портрет Дмитрия Фурманова, созданный С. Малютиным. Это один из самых прекрасных образов героя, рождённого революцией.

Перед нами писатель-коммунист, бывший комиссар чапаевской дивизии и легендарного «Красного десанта». Портрет написан в 1922 году, когда Фурманов приступил к работе над бессмертной книгой о Чапаеве. Он изображён со своей неизменной полевой сумкой, карандашом и бумагой. Военная гимнастёрка, боевой орден Красного Знамени в обрамлении алой ленточки, как носили ордена только в те годы, накинутая на плечи шинель говорят о Фурманове — комиссаре, герое гражданской войны. Мы отчётливо читаем характер интеллигента новой формации.

Нас пленяют человечность и ум, многогранность натуры Фурманова — несгибаемая воля и душевная теплота, непримиримость и сердечность, точный расчёт и непосредственность.

С.В. Малютин «Портрет Д.А. Фурманова»  Холст, масло. 1922 г.
С.В. Малютин «Портрет Д.А. Фурманова» Холст, масло. 1922 г.

Сергей Васильевич Малютин принадлежал к числу той русской интеллигенции, которая всем сердцем восприняла революцию. Сверстник Валентина Серова и Михаила Врубеля, он был продолжателем передвижнических традиций. В его произведении мы улавливаем черты русского классического портрета, но в нём много новаторского: и в выборе портретируемого, его облике и в обрисовке сложного психологического образа. Как сильно вылеплена голова, высокий высветленный лоб! Фактура живописи добротная, плотная. Колорит скромен, преобладают спокойные, негромкие темнозелёные, охристые и сероватые тона. На этом сдержанном фоне ярко и звучно выделяются лучистые глаза и алое пятнышко ордена.

Малютин сумел воплотить и облик реального лица и дать собирательный тип коммуниста 20-х годов, чьи лучшие качества наследовали другие поколения и которые с такой очевидностью проявились в годы Великой Отечественной.

 

Героическая летопись невиданной военной эпопеи оживает в произведениях советских мастеров. Это не бесстрастное, стороннее отражение подвига. Нет, вместе с народом художники прошли огненные вёрсты войны и долгие дороги тыла, переживали горечь поражения в 1941 году и радость побед под Сталинградом, Курском, Берлином.

 

В. Мухина, С. Герасимов, А. Дейнека, Кукрыниксы, Д. Шмаринов, Е. Моисеенко, М. Аникушин и многие, многие другие художники всех поколений раскрыли в своих произведениях те черты, свойства советского народа, которые помогли ему выстоять и победить.

Какие замечательные образы созданы В. И. Мухиной, гениальным скульптором нашей эпохи,— «Партизанка», «Портрет Юсупова». Эти герои — подлинные коммунисты, они готовы жизнь отдать за утверждение ленинских идеалов, за Родину, свой народ.

В. И. Мухина «Партизанка» Бронза. 1942 г.
В. И. Мухина «Партизанка» Бронза. 1942 г.

Вспомним «Оборону Севастополя» А. Дейнеки, один из шедевров советской батальной живописи. Страстно, монументально художник сумел воссоздать правду не только одного из крупнейших сражений войны, но и большую правду подвига всего народа, его беспримерного мужества, несгибаемой стойкости в смертельной схватке с фашистским захватчиком. С особой силой передан А. Дейнекой образ матроса-черноморца, идущего на смерть, как собирательный образ героя Великой Отечественной войны, советского богатыря, бесстрашного и самоотверженного.

 

А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» Холст, масло. 200 × 400 см 1942 г. Государственный Русский музей.
А.А. Дейнека «Оборона Севастополя» Холст, масло. 200 × 400 см 1942 г. Государственный Русский музей.

 

Такие произведения навсегда остаются в истории искусства и как яркое свидетельство времени, и как высокий гражданский подвиг художника, коммуниста по своим убеждениям, пониманию цели и задач творчества. И он, этот подвиг, ценен не только для истории. Завет наших учителей, старших мастеров: всегда жить думами и чаяниями народа — и ныне незыблем, плодотворен.

Советское искусство нерасторжимо связано с планами и делами народа, партии. Мы вступили в новую, одиннадцатую пятилетку. В канун XXVI съезда КПСС художники держали творческий отчёт на всесоюзной выставке «Мы строим коммунизм». Были показаны лучшие работы последних лет, они нашли горячий отклик в сердцах зрителей.

 

Готовясь к этому ответственному смотру, мы с братом закончили новую картину «В годы коллективизации». Впервые в своей творческой практике решили взять такой сюжет и показать образ агитатора. В центре картины даны два главных героя — рабочий и крестьянин. Они ведут разговор о колхозе. Нелегко он даётся обоим. Крестьянин в глубоком раздумье — трудно расстаться ему с клочком земли, на котором пахали и сеяли деды. Надо круто изменить всю свою жизнь. Рассеять его сомнения, убедить в правоте данного шага — к этому стремится в беседе рабочий.

Долго мы искали жест руки агитатора, которая лежит на столе,— жест, именно разъясняющий, убеждающий, а не приказывающий. Нам хотелось, чтобы мужик-крестьянин в конце концов поверил рабочему. Мы стремились избежать упрощения в трактовке образов и общего смысла картины, показать и недюжинную натуру русского крестьянина, который принял революцию, и твёрдый, целеустремленный характер рабочего.

В работе над этой картиной нам помогали знание крестьянской жизни, те впечатления и наблюдения, которые дала наша родная деревня на Брянщине.

Братья Ткачёвы «В годы коллективизации» Холст, масло. 1980 г.
Братья Ткачёвы «В годы коллективизации» Холст, масло. 1980 г.

Для художника важно досконально представлять материал, который положен в основу произведения, хорошо знать, что ты хочешь сказать людям, что любишь и что ненавидишь. Без такого осознания нет искусства. Пример Б. Иогансона, А. Дейнеки, Г. Коржева, о чьих работах я выше говорил, показывает, что большой художник воспитывается на решении общественно значимых, социальных тем. И мой главный совет начинающим самостоятельный путь в искусстве: уже в молодые годы ставить и решать крупные задачи, достойные нашего времени. Пушкин и Толстой, Мусоргский и Глинка, Репин и Суриков, Шолохов и Пластов — во все века великие художники жили идеями своей эпохи и выражали их. Оттого они и велики.

И мы, советские художники, плоть от плоти своего народа-созидателя, должны ярко и вдохновенно воспеть нашего современника, его души прекрасные порывы. Отдать всё свое умение, знание и мастерство на благо процветания любимого Отечества. Нет цели более возвышенной и прекрасной.

 

С. П. ТКАЧЁВ, народный художник РСФСР

Журнал Юный художник №2  1981 г.