ТВОЙ УЧИТЕЛЬ увеличить изображение
ТВОЙ УЧИТЕЛЬ

 

Учитель. Святое слово. Ёмкое, несущее огромный смысл. Часто оно относится к человеку, которому ты обязан счастьем ясно и глубоко воспринимать окружающий мир, потребностью делать людям добро и потому чувствовать себя нужным на земле.

В эстафете поколений учителя несут знания, без которых невозможно движение вперёд, прогресс в любой области человеческой деятельности.

Высока и ответственна миссия советских педагогов. О задачах, стоящих перед ними, с трибуны XXVI съезда КПСС говорила учительница Ефинской восьмилетней школы Костромской области А. А. Смирнова:

— Мы приложим все усилия к тому, чтобы не только давать учащимся глубокие, прочные знания, но и воспитывать в них твёрдую идейную убежденность, патриотизм, высокие нравственные принципы, вырабатывать коммунистическое отношение к труду, готовность к защите социалистической Отчизны... И мы глубоко осознаём, что каждый советский педагог призван быть не просто учителем, а настоящим, активным бойцом идеологического фронта.

 

Эти слова относятся и к труду художника-педагога. Ведь он воспитывает не просто грамотно рисующих, а тех, кто своё призвание видит в служении гражданственности, добру, светлым идеалам коммунизма.

Отношение к учителю всегда было показателем морального облика человека, его духовных качеств. Перечитай воспоминания мастеров изобразительного искусства, и ты убедишься, насколько они ясно понимали роль учителей в становлении своей личности, в достижении определённых высот творчества!

 

«Художник, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться»,— сказал поэт. И действительно, вся история русского и советского искусства тесно связана с деятельностью замечательных педагогов, для которых собственное творчество было неотделимо от педагогической деятельности, от воспитания тех, кому предстояло стать творцами новых прекрасных картин, рисунков, скульптур.

Многие из них были выпускниками Академии художеств, а потом в ней преподавали. Это старейшее в России учебное заведение за 225 лет своего существования прославилось именами выдающихся художников и педагогов.

 

И ныне Академии художеств СССР принадлежит ведущая роль в воспитании живописцев, графиков, скульпторов, прикладников, архитекторов. Не все академики работают непосредственно с молодёжью. Однако это не мешает им оставаться добрыми наставниками будущих художников, помогать работе средних и высших учебных заведений, совершенствовать содержание и методы обучения и воспитания.

 

Много сил отдают этому хорошо известный всем вам живописец Федор Павлович Решетников и Пётр Матвеевич Сысоев, учёный секретарь президиума Академии художеств СССР, главный редактор довоенного журнала «Юный художник». В этом году они юбиляры: отмечают свое 75-летие. Но и сегодня с юношеским энтузиазмом передают эстафету высокого творческого горения молодёжи.

 

Ты скажешь: так ведь я только начинаю учиться рисовать, а рядом нет известных художников-педагогов! Верно, чаще всего тот, кто решил себя посвятить изобразительному искусству, встречается с мастерами только в училище или вузе. Но ознакомься с биографиями знаменитых художников, и ты узнаешь, что они тоже не сразу начали учиться в высших учебных заведениях. Дорогу в изобразительное искусство им нередко открывали скромные сельские учителя — художники, доброе участие и советы которых иногда были решающими в выборе жизненного пути ученика.

 

Мы с вами живём в стране, где создана глубоко продуманная система художественного воспитания. Изостудии и изокружки, детские художественные школы и школы искусств, средние специальные школы и училища, вузы... Даже в таёжном уголке можно учиться изобразительному искусству: тот, кто посылает работы на курсы заочного обучения, получает квалифицированные рекомендации и последовательно усложняющиеся задания.

 

Всюду ты можешь найти учителя. Не надо только относиться к нему как к человеку, который обязан вложить в тебя знания независимо от твоего к ним отношения. Нет одинаковых педагогов, как нет одинаковых людей. Преподавать — искусство. И учиться — искусство. Особенно, если ты сам выбрал профессию художника, нашел свое единственное призвание.

 

Где бы ты ни занимался — в школе, училище, вузе, — относись к учителю с уважением, и он сделает для тебя всё, что в его силах. Ведь ему бывает нелегко, когда он чувствует равнодушие ученика, невнимание к своей самоотверженной работе. Проявляй интерес к знаниям, помогай наставнику, и вместе вы достигнете куда больших успехов, чем каждый в одиночку.

 

XXVI партийный съезд отметил, что лучшим произведениям советской литературы и искусства присущи гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство в решение проблем, которыми живет наше общество.

В понимании такого высокого предназначения искусства огромна роль наставника. И твоя тоже. Ведь тебе предстоит у него учиться, постигать с его помощью основы профессионализма и творчества. Люби, уважай, цени его, твоего наставника, твоего учителя,— в этом залог ваших общих успехов, гарантия неуклонного совершенствования родного советского изобразительного искусства.

 

Журнал Юный художник №9   1981 г.