— Хорошая вещица — туес. Самая нужная! — Мартын Филиппович Фатьянов бережно разглаживает чистый пласт бересты. Это будущая одежда, рубашка туеса, которая наденется поверх цельного берестяного цилиндра — дупля, или сколотня — внутренней части традиционной для севера посудины.
И верно, нужная вещь. А порой просто незаменимая. Туес можно носить как ведро, так плотно изнутри прилегает к стенкам крышка. В былые времена с небольшими туесками крестьяне ходили на сенокос: две-три прослойки бересты в любую жару предохраняли молоко или квас от нагревания. В больших, на 10—12 литров, посудинах запасали на зиму соленые грибы, ягоды в собственном соку, солили рыбу. Смолистые вещества, содержащиеся в бересте, защищают продукты от порчи, надолго сохраняют их естественный вкус и аромат.
Как только развернётся на берёзе полный лист, спешит старый мастер в лес. Долго выбирает нужное дерево, — с широкой кроной и густой листвой: в такой берёзе соку много. «Не знаешь,— дак скоро хорошу берёзу не найдёшь. А надо такую, чтобы ни сучка, ни нароста лишнего не было, чтоб двести лет росла и всё молодой оставалась!»
Весной, по соку, кора легко отделяется от ствола с помощью специального инструмента — щупа. Перехваченные ремнем берестяные колбы одну за другой сталкивают со срубленного дерева от вершины до комля. Таким образом можно снять до 20 дупел, от маленького до самого большого: такие и туеса будут.
Технология изготовления туеса подсказана самим материалом, выверена многими поколениями мастеров. Потому так выразительна его конструкция, соразмерены все части. Изделие как бы набухает, утяжеляется книзу, повторяя естественную форму ствола, подчеркивая устойчивость предмета. Гнутая деревянная ручка удобна для руки и создает ощущение лёгкости и стройности туеса. Места, прошитые корнем, обыгрываются декоративным швом в косичку, в ёлочку, в лесенку. Крепление рубашки в замок, своеобразное у каждого мастера, также усиливает художественную выразительность изделия.
Бережно хранит Мартын Филиппович, старейший на Мезени мастер, чеканы для тиснения узоров на туесах. Таким способом украшали берестяную утварь ещё в древнем Новгороде.
— Как тут начать?.. Это низ — земля будет. А вверху небо. Гляди, солнышко всходит. Вот и охотник в лес пошёл! Кругом ёлки, сосны растут. А тут на току тетёры собрались — вишь, токуют. А вот и полёт гусей.— Мартын Филиппович, ударяя по чекану молотком, набивает на бересте одну за другой стаи летящих птиц.— Так, полетели!
Кавалер Георгиевского креста, народный мастер и сказитель Фатьянов Мартын Филиппович (1887 г.р.). Деревня Селище на Мезени, Фото Нины Филевой 80-е гг. |
На торцах деревянных чеканов рельефно вырезаны миниатюрные изображения, на каждом своё: солнце, дерево, человек, птица.
Чеканов немного, однако вполне достаточно мастеру, чтобы создать самые разные композиции. Фатьянов, в прошлом промысловый охотник и рыболов, оживляет на своих изделиях много раз виденные картины: глухариный ток, погоня за рысью, беличья свадьба.
Круглится поверхность туеса, движется по нему солнце, и изображаемые события развиваются во времени. Вот охотник идёт по лесу, а вот он встретил медведя; медведь убегает, а охотник уже на берегу — садится в лодку... Здесь свои законы пространства и времени, своя реальность, созданная поэтическим воображением мастера. Все части композиции уравновешены и подчинены форме предмета.
В прошлом на берестяной утвари с реки Мезени встречался в основном геометрический орнамент: разнообразные розетки и ромбы, прямые и косые кресты. Эти узоры были исстари связаны с образом Солнца и имели в древности магическое значение. Изображая их, наши предки как бы испрашивали у загадочных сил природы богатый урожай, крепкое здоровье, многочисленное потомство.
Туесок с тиснёным орнаментом. Мастер Шутихин Александр Владимирович. г. Ктлас Архангельская обл. |
Олонецкие мастера (Бывшая Олонецкая губерния занимала территорию нынешней Карельской АССР и некоторых прилегающих районов Архангельской области.) украшали свои изделия прорезным орнаментом да ещё подкладывали под него бересту другого тона, слюду, цветную ткань, фольгу. Берестяные «лучи», расходящиеся от центра, перемежались с полосами фона, и узор начинал мерцать. Подобные «драгоценные» туеса, шкатулки, табакерки бытовали на Севере в XIX — начале XX века.
Шкатулка из прорезной бересты |
Сегодня в этой традиции интересно работает Валерий Петухов — молодой мастер из Коношского района Архангельской области. На основе старых олонецких узоров создаёт он разнообразные композиции, превращая бересту в подобие кружева. Рисунок, нанесённый карандашом иногда с помощью циркуля, осторожно вырезается тонким ножом.
Освоил Валерий и приемы резьбы по-шемогодски, что родилась в середине прошлого столетия неподалеку от Великого Устюга на берегах реки Шемогсы (отсюда и название). Для здешней прорезной бересты характерен растительный орнамент. Главный элемент его — спиралевидный завиток с ответвлениями. Композиция строится как ритмичное повторение мотивов, основанное на свободной импровизации.
Туес. Деталь. XIX век. Шемогодье Великоустюгского уезда. Резьба по бересте. ГРМ. |
Художественная резьба по бересте стилистически тесно связана с другими видами народного искусства Севера: просечным железом, резьбой и росписью по дереву, чернением.
Прорезная шемогодская береста (из собрания Музея этнографии, Спб) |
В конце XIX — начале XX века северные мастера занимались и росписью берестяных изделий. На северодвинских туесах, как и на прялках этого района, встречаются сюжетные композиции: написанные по светлому фону сцены чаепитий, катаний, а то птица Сирин в окружении ярких трав и цветов.
Хлебница XIX в. Архангельская область. |
В отличие от северодвинской роспись мастеров с реки Уфтюги весьма лаконична. Чаще всего на охристо-красном фоне как будто бы единым росчерком изображена изящная ветка и фигурка птицы. И несколько белильных мазков — «оживок». Необычайный декоративный эффект достигается сочетанием пространства словно горящего фона рубашки с утончённой росписью и холодными — обычно синими — ободками туеса.
Уфтюжская роспись |
Мягкость и гибкость бересты, её естественные декоративные достоинства мастера умело используют при изготовлении плетёных изделий. Крупные вещи — кузова, короба, лукошки — обычно имеют строгие очертания и плетутся из широких лент бересты. Мелкие и более разнообразные по пластическому решению — солонки, ларцы, шкатулки — из узких.
Фигурным солонкам и крупникам придают форму утиц или бутылей с узким горлышком. У этих изделий выразительный скульптурный облик, декоративность же им сообщает сама техника плетения.
Солоник - птичка с пробкой |
По мнению мастеров, береста насчитывает более 100 цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до тёмно-коричневого. Переплетая ленты двух, трёх, четырёх оттенков, мастера получают узоры в шахмат, в зигзаг, по кругу. Распространен прием украшения изделий рельефно загнутыми фестонами — петушками. Обычно они отличаются по цвету от самого предмета и размещены так, чтобы подчеркнуть форму — верх, низ, центр.
Набор для специй из бересты |
Разнообразные предметы изготовляют также из цельных кусков бересты. Выразительна форма полотухи — широкой и удобной посуды для очистки зерна и ягод. Пласт согнут в четырёхугольный объём, углы и края прошиты корнем, что не только скрепляет бесхитростную конструкцию, но и украшает её.
Полотуха берестяная |
— Иногда случится в лесу оказаться без корзины, но попадись грибы-ягоды, деревенский человек не растеряется, в горсть собирать не будет,— говорит Мартын Филиппович.— Снимешь с берёзы пласт коры и свернёшь из него корзину — наберуху, а в жару ковшичек, чтобы из ручья напиться...
Последние годы старый мастер ходит в лес за берестой не один — трудно уже справиться с деревом и ношей, а с внуком или с племянником Фёдором и его женой Людмилой — художниками из Архангельска. Они его ученики, могут сделать туес по всем правилам, «чтобы сто лет простоял, а то и больше!».
Людмила Фатьянова |
Вот уже несколько лет работы Людмилы Фатьяновой демонстрируются на крупнейших выставках рядом с изделиями самого Мартына Филипповича. На одном из её туесов старый мастер изображён в сказочном лесу в окружении птиц и зверей. Так символически художница выразила идею преемственности мастерства, свою любовь и признательность доброму учителю, передавшему ей секреты древнего ремесла, которое живёт сегодня новой жизнью.
Н. ФИЛЕВА
Журнал Юный художник №4 1982 г.
На аватаре; Ирина Ломанова "Туесок с красной лентой" бумага, акварель; 38х29; 2009 год
Работы Людмилы Фатьяновой
Туес «Лесная сказка». 1974 г. Береста, резьба, шитьё корнем. |
Короб, полотуха, бурачок. 1980-е годы. Береста, тиснение, шитьё корнем. |
Комплект «Берестяной». 1997 г. Береста, тиснение, шитьё корнем. |