Особая техника этой гравюры была изобретена в Италии в XVI веке и получила название «кьяроскуро», что в переводе с итальянского означает «светотень». Её отличительная особенность в том, что изображение создаётся не штрихами и линиями, а пятнами различной светлоты. Это и придает листам выразительность светотеневого рисунка.
Кьяроскуро часто называют тоновой или цветной гравюрой на дереве. Это определение было вполне справедливо до конца XIX века, поскольку тогда граверы работали исключительно по дереву. Однако в настоящее время определение будет неточным, ибо наряду с деревом для тоновой гравюры с равным успехом используются линолеум и пластик. Эти материалы доступнее, да и легче поддаются гравированию, а сама техника работы с ними в принципе мало чем отличается от работы на дереве. Поэтому мы расскажем о технике тоновой гравюры на линолеуме. Старые мастера для каждого тона брали отдельную доску. Однако тоновую гравюру можно выполнить и с одной-единственной доски.
Как это делается, мы покажем на примере несложного натюрморта, в котором чётко различаются более светлые и более тёмные поверхности, создающие впечатление объёмности форм и пространственной глубины.
Начинают работу с эскиза, исполненного карандашом, акварелью или чёрной гуашью. Затем делают абрис, то есть контур на кальке или прозрачной бумаге. В нём очерчены не только грани предметов, но и изменения светлоты в пределах одной поверхности (рис. 2).
При помощи абриса в создаваемом натюрморте устанавливается шкала светлого от белого до чёрного.
Пусть, например, в нашем сюжете будет пять степеней светлоты, которые мы станем также называть тонами или красками и ради удобства обозначим буквами «а» — белая, «б» — светло-серая, «в» — серая, «г» — тёмно-серая. Белым тоном, как и при всякой печати, будет белизна бумаги, остальные тона получатся в результате отпечатывания отдельных частей произведения красками различной светлоты.
Линолеум нужно тщательно отшлифовать и наклеить на лист фанеры или оргалита в полтора-два раза большего размера.
Наклейку рекомендуется производить в следующем порядке: сначала на фанеру кладут один из приготовленных листов бумаги и очерчивают карандашом его границы. Затем бумагу нужно убрать и в середину очерченного прямоугольника положить линолеум так, чтобы поля сверху были немного меньше полей снизу, а по бокам одинаковыми.
Очертив положение линолеума на фанере, снимаем его и наносим клей на обратную его сторону, а также на то место, которое линолеум занимал на фанере. Затем прижимаем лист линолеума к фанере и кладём под пресс. Одновременно сверху в углах прямоугольника, который мы получили, очерчивая лист бумаги, нужно приклеить два небольших кусочка линолеума, которые будут контрольными метками при печати (рис. 1).
Наилучшей для печати считается бумага мягкая, малопроклеенная, хорошо впитывающая краску. На весь тираж гравюры бумагу заготавливают заранее.
Для высокой печати, к которой относится линогравюра, обычно используют специальные типографские краски, но можно употреблять и обычные масляные, удалив из них излишки масла. Делается это так: выдавить из тюбика краску на промокательную бумагу и выдержать таким образом сутки-двое, а затем мастихином собрать в небольшую баночку.
Если в обычной чёрно-белой линогравюре тона различной светлоты можно получить за счёт более разреженной или густой штриховки, то в тоновой линогравюре они создаются путём смешения чёрной краски с прозрачными белилами (так у печатников принято называть крепкую олифу). Чем больше добавлять прозрачных белил, тем светлее будет тон. Причём можно составлять тона и нейтрально серые, и с различными оттенками. Чтобы приготовить прозрачные белила, нужно обычную олифу, натуральную или искусственную, сварить на водяной бане. Если же время позволяет, то лучше несколько дней выдержать олифу на солнце в открытом сосуде.
Процесс гравирования состоит из нескольких стадий, соответствующих установленному нами в эскизе ряду светлот. Сначала необходимо в обратном, то есть в зеркальном, изображении перевести на линолеум абрис, обведя его тушью, чтобы он не стерся при печатании.
На первой стадии работы мы углубляем резцом на линолеуме места, которые при печатании должны остаться на бумаге белыми и которые обозначены у нас на абрисе буквой «а».
Непосредственно перед началом печати составляем на куске толстого (зеркального) стекла светло-серую краску, тщательно смешав прозрачные белила с небольшим количеством чёрной обезжиренной краски. Если смеси нужно придать тёплый или холодный оттенок, то соответственно добавляют небольшое количество синей или коричневой масляной краски. Затем краску раскатывают по стеклу и переносят на линолеум при помощи фотографического валика. Полученный оттиск будет составлен из двух красок — белой и светло-серой (рис. 3).
Бумагу во время печатания нужно класть на линолеум осторожно, внимательно следя, чтобы её углы совпадали с углами контрольных меток.
Задача второй стадии гравирования — сохранить, где это необходимо, светло-серый тон, для чего нужно вырезать места, обозначенные буквой «б», и оставить выступающими участки линолеума, которые при печатании дадут серую краску. На рис. 4 показан оттиск на чистый лист бумаги после второй стадии.
После завершения каждой стадии гравирования нужно сделать перерыв на сутки, чтобы краска могла высохнуть.
Для большей наглядности оттиски, иллюстрирующие нашу статью, мы делали на чистой бумаге. Вам же каждую краску нужно печатать на лист с предыдущими оттисками.
Так, закончив работу над второй стадией, вы делаете с неё оттиск серой краской на листы, где уже напечатана светло-серая, в результате получите оттиск, показанный на рис. 5.
После третьей стадии гравирования получается тёмно-серая краска. В этом случае нужно вырезать места, которые должны остаться серыми. На рис. 6 видно, как будет выглядеть оттиск на чистую бумагу, а на рис. 7 показан результат совмещения уже трёх тонов, не считая белого.
Наконец, завершив четвёртую стадию, мы получим тёмно-серую или чёрную краску (рис. 8). Напечатанная на оттиски с предыдущими стадиями, она завершает работу (рис. 9).
Но может случиться, что результат вас не вполне удовлетворяет: работа покажется слишком обобщённой, захочется подчеркнуть какие-то детали. Тогда вы можете ввести дополнительную краску.
Для этого нужно отклеить использованный линолеум, очень точно на то же место приклеить новый с переведённым абрисом, награвировать на нём желаемые поправки и уточнения и отпечатать на все листы. Старые мастера кьяроскуро обычно тоновую гравюру завершали оттиском на ней штриховой доски.
Уго да Карпи. Диоген. Кьяроскуро. Около 1527 г. |
Вы уже заметили, что работа в несколько тонов на одной доске основывается на принципе перекрывания светлых тонов более тёмными. Данная техника наряду с такими преимуществами, как лёгкость совмещения, экономичность, имеет и свои недостатки. Самый существенный из них тот, что нельзя возвратиться к предыдущему тону и внести поправки. Такую возможность даёт только использование отдельной доски.
А. ЗАЙЦЕВ, кандидат искусствоведения
Журнал Юный художник №4 1982 г.
На аватаре: В. Фалилеев. Венеция. Из альбома «Италия». Линогравюра. 1921 г.