О РОДИНЕ, О ПОДВИГЕ, О СВОЁМ ПУТИ И ПРИЗВАНИИ ХУДОЖНИКА размышляют ведущие мастера Украины
Василий Захарович Бородай |
В. 3. БОРОДАЙ, скульптор, народный художник СССР:
— В искусство я пришёл поздно — в 34 года. В 15 лет, когда многие мои сверстники уже учились в художественных школах, я лишь поступал в днепропетровское ФЗУ «Юный металлист», чтобы через два года встать за токарный станок. Мне предстояло трудиться в рядах самого передового в мире класса — рабочего. Но какая-то сила властно тянула меня к искусству. Почти каждый день после работы ходил в музей, рисовал дома и, наконец, решился сменить специальность, хотя с тех пор остались у меня любовь к металлу, умение превратить бесформенную металлическую болванку в отточенную деталь.
Могу с уверенностью сказать, что этот перелом в жизни я сделал благодаря Н. С. Погребняку, школьному учителю рисования. Те, кто стремился к прекрасному, неизменно находили в его лице друга и наставника.
Мне хотелось стать живописцем. Казалось, что красками можно полнее выразить свое ощущение мира. Картина, кроме того, понятнее и ближе восприятию зрителя. Но на живописное отделение Днепропетровского художественного училища я не прошёл по конкурсу, и мне предложили остаться на скульптурном. Сложное искусство скульптуры открылось мне благодаря замечательному педагогу А. И. Жирадкову, воспитаннику известного скульптора А. Т. Матвеева.
Я занимался довольно успешно и был рекомендован в Ленинградскую академию художеств в числе лучших выпускников училища. День его окончания совпал с началом войны. Вернуться в институт я смог только в 1947 году, после того как прошёл дорогами войны по родной земле, Румынии, Польше, Чехословакии, Германии.
Война оставила неизгладимый след в душе, стала моим аттестатом гражданской зрелости. С войны я пришёл уже другим человеком, видевшим смерть, горе, разрушение. Поэтому так дорога мне одна из первых работ, возможно, и не столь совершенная, как теперь думается, но глубоко искренняя,— «Уходили комсомольцы».
Скульптура эта автобиографична. В 1941 году, уходя на фронт, я расставался с любимой девушкой, которая должна была стать моей женой. Наше счастье было совсем близко, и от этого расставаться было ещё тяжелей... Два чувства владели мной во время этой работы — с детства любимая песня о комсомольцах гражданской войны и личные переживания.
В. Бородай. Уходили комсомольцы. Бронза. 1957 г. |
Долго и упорно трудился над композицией скульптуры. Оказалось, что две фигуры закомпоновать гораздо труднее, чем три. Мне хотелось, чтобы моя скульптура смотрелась со всех сторон, чтобы не было невыгодных точек и каждая дополняла и обогащала звучание композиции в целом. Она получила высокую похвалу художника К. Ф. Юона, отметившего её в числе лучших работ всесоюзной выставки 1957 года.
Самый трудный этап жизни я прошёл, защищая то, что любил. Образ Родины видится мне как образ простой женщины-матери. Он воплощён в монументе Великой Отечественной войны, открытие которого состоялось в Киеве в прошлом году.
Сейчас я завершаю работу ещё над одним крупным памятником в честь 1500-летнего юбилея Киева. В этом поэтическом произведении стремлюсь передать пластическое восприятие легенды о сотворении Киева тремя братьями: Кием, Щком и Хоривом и их сестрой Лыбедью.
Работа над памятником В. И. Ленину и над Музеем Великой Отечественной войны в Киеве потребовала много сил и времени — около 20 лет. Поэтому хочется теперь побыть в мастерской, завершить начатые станковые произведения.
В течение последних пятнадцати лет я преподаю на факультете скульптуры Киевского художественного института. Воспитывая будущих скульпторов, всегда стремлюсь быть похожим на своих учителей. Главная цель педагога — увлечь студента, дать ему возможность почувствовать себя творцом. Между учеником и учителем существует вечный взаимообмен. Заходишь к студентам в мастерскую, видишь новое, неожиданное решение, и самому хочется идти дальше, искать.
Александр Михайлович Лопухов |
А. М. ЛОПУХОВ, живописец, народный художник УССР, ректор Киевского государственного художественного института:
— Первая встреча с искусством произошла у меня в пятилетнем возрасте. Мы жили тогда в селе в Сумской области. Там был паренёк, который искусно лепил из теста коров, раскрашивал их чернилами и обжигал в печке. Увидев эти миниатюрные скульптурки, я был потрясён: как же такое чудо получается?
Два года спустя я начал рисовать птиц. Не знаю, что больше нравилось — наблюдать ли за ними или воспроизводить на бумаге особенности их строения и окраски? Потом по просьбе старшего брата помогал ему иллюстрировать альбомы по ботанике. Но мысли стать художником ещё не было, собирался стать кинооператором. Десятки раз смотрел фильмы о Чапаеве, Богдане Хмельницком. А дома занимался раскадровкой фильма, продумывал и зарисовывал каждый кадр.
Грянувшая война нарушила все планы — я пошёл на фронт. Вернувшись после победы в Киев, решил поступить в Киевский художественный институт на факультет живописи. Хороших условий для работы тогда не было: самодельные кисти и краски носил с собой в кармане шинели. Учение продвигалось туго, но мой учитель А. А. Шовкуненко не позволял раскисать, вселял уверенность в собственные силы.
Ещё в институте я начал работу над образом Ленина. Этой теме посвящена дипломная картина «В Петроград. В. И. Ленин». Её сюжетной основой послужило действительное событие: 7 октября 1917 года В. И. Ленин, который скрывался в Финляндии от сыщиков Временного правительства, на паровозе прибыл в Петроград, чтобы возглавить подготовку вооруженного восстания.
А.М Лопухов. «В Петроград. В.И. Ленин.» Холст, масло. Вторая Всесоюзная выставка дипломных работ студентов художественных вузов СССР 1953 г. |
Черты лица Владимира Ильича я изучал по его посмертной маске, прижизненным изображениям, фотоматериалам. А вот как воссоздать образы двух людей, его сопровождавших: машиниста Гуго Ялавы и коммуниста Эйно Рахья? Воспоминания Н. К. Крупской и других большевиков, фотографии помогли мне в работе.
После долгих поисков в разных депо нашёл паровоз старого типа, ездил на нём, изучал эффекты света от пламени топки, искал нужный цвет осеннего вечернего неба. Красные, жёлто-оранжевые, чёрные, синие и тепло-зелёные цвета, по замыслу, подчёркивали драматизм предреволюционной обстановки...
Эта и другие историко-революционные картины — «Кармелюк», «Арсенальцы», пейзажи — всё это образы Отчизны, её подвига, её труда. Во имя колосящейся спелыми хлебами, белеющей весенними садами родной земли сражались мы на фронтах войны.
Лопухов Александр Михайлович «Устим Кармелюк» 1982 год |
Сегодня я веду мастерскую живописи в Киевском художественном институте и выпустил в жизнь уже не одно поколение живописцев.
Невольно сравниваешь прошлые выпуски с нынешними.
Ещё лет десять тому назад молодых больше тянуло к созерцательности, мечтательности. Позиция сегодняшнего художника активнее, серьёзнее. Молодёжь стремится раскрывать в своих работах значительные события сегодняшнего дня, осознаёт неразрывную связь с героическим прошлым народа.
Михаил Гордеевич Дерегус |
М. Г. ДЕРЕГУС, график, народный художник СССР:
— Родился я в маленьком живописном селе Весёлое на Харьковщине в семье сельского фельдшера. Отец объезжал сёла, помогая больным, и, когда я подрос, часто брал меня с собой. Каждая такая поездка оставляла массу впечатлений. Помню наши детские игры, в которых мы старались подражать труду взрослых. Кирпич с привязанным к нему куском водопроводной трубы работал у нас как паровая машина, сферическая корка арбуза с продетыми в неё хворостинами — мельница, а длинная сучковатая палка заменяла любимого коня.
М.Г. Дерегус Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» |
С детства любил крестьянские праздники, особенно свадьбы. Глаза разбегались от красивых одежд молодиц и парубков! Как ладно сидели на них белоснежные вышитые рубахи, подобранные поясами с кисточками, яркие плахты, платки на головах женщин! А сколько песен довелось услышать в детстве! Кажется, и сегодня слышатся мне чарующие звуки девичьих голосов, плывущие в звенящей тишине летнего вечера. Много слёз, горя и радости народной вобрала в себя эта песня. Не полюбить её было просто невозможно.
В детстве я, как и многие, любил рисовать. Красок не было, вполне хватало двухконечного сине-красного карандаша и обрывка бумаги. Помню, начинал я с копирования открыток, коллекционировал репродукции с пейзажами Г. Левченко, С. Васильковского. Потом стал ходить на этюды с художником С. К. Вакуленко. Этот скромный, бесконечно влюблённый в живопись человек по-настоящему увлёк искусством.
После окончания художественного института выступал в основном как живописец, а графикой начал заниматься с лёгкой руки друга, известного графика Василия Ильича Касияна, познакомившего меня с техникой офорта. С тех пор живопись и графика стали для меня неразделимы.
М.Г. Дерегус «Дума про казака Голоту» 1947 г. |
Оглядывая свой вот уже более чем полувековой путь в искусстве, пытаюсь быть беспристрастным критиком и могу сказать одно: работы мои дороги как частица любви к родной земле, к её неутомимому в труде и борьбе народу. Образы народных героев оживали в думах и песнях, в произведениях Тараса Шевченко, Леси Украинки, Гоголя. Я живо представлял себе шевченковскую Катерину, и Мавку из драмы-феерии «Лесная песня» Леси Украинки, и могучие характеры Тараса Бульбы и Остапа.
Народное творчество, народная песня, украинская литература были неизменными помощниками. Так, триптих «Дума про казака Голоту» родился из песни. Левая его часть как бы иллюстрирует слова «Мать сына в дороженьку слёзно провожала». Ведь образ женщины-матери, отдающей Родине самое дорогое — своего сына, и образ юного героя сложился и дошёл до нас из народных дум.
Андрей Андреевич Коцка |
А. А. КОЦКА, живописец, заслуженный деятель искусств УССР:
— Тяга к искусству возникла у меня ещё в детстве. Жили мы в Ужгороде, семья была большая. Отец работал на фабрике, а в свободное время занимался резьбой по дереву. То солонку сделает, то шкатулку, украшенную замысловатым узором. Затаив дыхание, я следил за ним. В школе увлёкся рисованием, но семья нуждалась, и в 14 лет учение пришлось оставить. Работал столяром, посыльным, разнорабочим.
Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если б не мама. В мечтах она видела детей образованными и настояла, чтобы я учился дальше. Я поступил в учительскую семинарию, где встретился с замечательным художником и педагогом А. М. Эрдели. А вскоре в Ужгороде открылась Публичная школа рисования, во главе которой встал вместе с Эрдели И. И. Бокшай. Каждый вечер сюда приходили одарённые, но не получившие специального образования люди разных возрастов. По воскресным дням мы вместе с учителями отправлялись за город — «на натуру». Многие потом стали профессиональными художниками: преподаватели наши отдавали все силы, чтобы в родном Закарпатье родилась собственная школа живописи.
В те годы я и задумался впервые: не стать ли художником? Но легко сказать... После семинарии меня направили учительствовать в Тихое — глухое село на Верховине. Бедность, болезни, темнота и 80 пар ребячьих глаз передо мной. Думал, не выдержу. А потом привык, огляделся и решил, что мне повезло! В самом деле: работу учительскую я люблю, краски всегда под рукой. А красота-то какая! Пять лет я прожил в Тихом и постоянно чувствовал радость. Кажется, сама душа пела. Там и нашёл себя как художник.
В том, что стал живописцем, решающую роль сыграла природа Закарпатья. Я обнаружил, что едва ли не каждая речная долина у нас выдержана в своей цветовой гамме. Одна речка скачет в мрачном ущелье, а другая до последнего камушка напоена солнцем. Но поразительнее всего, что жители разных долин непохожи друг на друга: в тенистых — смуглые, в светлых — русые. И одежды традиционные обязательно «в тон» пейзажу. Представляете, сколько задач нужно решить художнику!
Мало отыскать выразительный типаж, скажем, молодой крестьянки, нужно ещё найти язык, которым только и можно рассказать о её лице, осанке, одежде и окружении. И тут на помощь пришло народное искусство. Я заметил, что ткачихи или вышивальщицы использовали обычно всего два-три цвета. Но как они их обыгрывали! А что, если, подумал я, строить свои работы тоже на сопоставлении двух-трёх основных цветов? Нет, я не отказался от профессионализма — в основе лежали всё те же академические требования к рисунку, композиции, живописи. Просто в мое творчество вошло и чисто народное понимание красоты.
В прошлом году в Ужгороде прошла моя персональная выставка. Впервые увидел вместе столько своих картин. Какие особенно дороги? Может быть, ранние, о которых уже говорил: профессиональных просчётов в них немало, но много и неподдельного чувства. А может, работы конца 40-х годов, когда после установления Советской власти в Закарпатье началась новая жизнь. Мы, художники, стремились запечатлеть происходящие огромные перемены. Когда началась коллективизация, я много писал портретов крестьян, что шли в первых рядах. Например, кукурузовода Ханну Ладани. Тогда она ещё ничем не прославилась, а ныне дважды Герой Социалистического Труда!
Очень дорог мне и портрет молодой женщины, в котором хотелось дать собирательный образ новой Верховины. Так и назвал картину — «Верховинка».
А.А. Коцка. «Верховинка» Холст, масло. 53,5 х 64 см 1976 г. |
Галерею женских образов мечтаю дополнить серией портретов своих современниц — юных и пожилых, прославленных на всю страну и никому ещё не известных. Ведь время идёт — меняется и мир. И не откладывать в сторону кисть — единственный для художника способ понимать людей и осознавать происходящие в мире перемены.
Георгий Вячеславович Якутович |
Г. В. ЯКУТОВИЧ, график, заслуженный художник УССР:
— Романтическая увлечённость историей пробудилась во мне намного раньше, чем желание рисовать. И это легко объяснимо: с детства я был влюблён в город, в котором родился на мрачной и загадочной улице Петровской, спускающейся к Подолу, самой древней части Киева. Его легендарные холмы были излюбленным местом мальчишеских игр, фантастических путешествий в прошлое. Целыми днями бродили мы с ребятами здесь, пытаясь представить тех, кто когда-то жил, бился с врагом...
Ещё одна любовь, которая началась с детства,— к книге. Помню, как в сарае нашли с друзьями том «Истории русской словесности» со старинными гравюрами и, разглядывая их, словно читали летопись старины, оставленную нам предками. Книга всегда была главным сокровищем в нашем доме. Вечерами отец любил читать вслух «Огнём и мечом» Генрика Сенкевича, всю войну проездил с нами «Дон Кихот» Сервантеса с иллюстрациями Г. Доре. И первый свой рисунок я тоже сделал из книги: перерисовал из томика А. Дюма гравюру с изображением всадника, скачущего во мраке.
Нет, художником я становиться не собирался. Как и большинство мальчишек моего поколения, мечтал быть моряком, кавалеристом. Мой отец, человек строгий, принципиальный, сразу внушил мне, что надо рисовать или как Репин, или вообще не рисовать.
Рисовать начал неожиданно в эвакуации, в Горьковской области. У одной девочки, нашей соседки, нашлась коробочка с красками, и мы стали писать вместе. Я изобразил стог сена, деревню вдалеке со стоящими над трубами дымками. При взгляде на вышедшую из-под моих рук картинку меня охватил трепет. Кажется, тогда я впервые ощутил свое призвание.
К живописи у меня не было наклонностей, зато графика и книжная иллюстрация увлекли по-настоящему. Ещё мальчишкой, не раз перечитывая гоголевского «Тараса Бульбу», всегда с удовольствием рассматривал литографии Е. А. Кибрика. Из соединения слова и изображения рождалось чудо. Читаешь, к примеру, о том, как Тарас обронил свою трубку, и тут же в конце страницы видишь её, одиноко лежащую в траве, найденную глазом художника. Позже, став профессиональным графиком, я не раз обращался к иллюстрациям Кибрика как к высокому образцу.
Почти все мои работы связаны с иллюстрированием произведений, посвящённых историческому прошлому нашего народа. В их числе драматические поэмы И. Кочерги «Ярослав Мудрый», «Свадьба Свички», повесть М. Коцюбинского «Тени забытых предков», книга М. Пригары «Казак Голота». С годами появилась потребность глубже проникнуть в прошлое, отразить его во всей сложности и противоречивости, показать вечную правду человеческой жизни. Главное — это гражданская позиция художника. Она придаёт страстность и убежденность творчеству, действенность его искусству.
Г.В. Якутович. Иллюстрация к летописи «Повесть временных лет». Офорт. 1981 г. |
Последняя, недавно оконченная мною работа связана с иллюстрированием «Повести временных лет» для издательства «Детская литература». Свою задачу я видел в том, чтобы дать развернутый изобразительный комментарий замечательному тексту. События, описанные в «Повести», происходили в Киеве, и я попытался создать образ города таким, каким он был во времена Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого. В этом помогли исследования историков, этнографов, литературоведов. Я изучал реконструкции Киева, много рисовал с натуры, подолгу просиживая с карандашом на холмах, любимых с детства. Нужно было представить облик людей того времени, воинское снаряжение. Хотелось, чтобы у читателей сложилось реальное представление о жизни Киевской Руси с её эпической красотой, суровостью, поэтичностью.
Сергей Алексеевич Григорьев |
С. А. ГРИГОРЬЕВ, живописец, народный художник СССР:
— Закончил я вуз как график, а нашёл себя впоследствии в живописи. Как это случилось?
В годы войны я довольно долго работал начальником прифронтового Дома культуры, и перед моими глазами проходили тысячи красноармейцев. Рассказы их постепенно складывались в картину всенародной битвы, где находилось место и героическому, и страшному, и трогательному. Люди эти были бойцами разбитых частей, остро переживавшими драматические события первых месяцев войны. Они приходили к нам в клуб не просто повеселиться, а прежде всего за духовной поддержкой. «Так вот каким должно быть искусство,— часто думал я,— вот как высока его миссия!»
Война многое помогла понять. И когда после победы вновь появилась возможность заняться творчеством, я твёрдо решил: надо делать что-то серьёзное, что возьмёт людей за живое. По моим представлениям, наиболее сильно и глубоко могла действовать на зрителя тематическая картина.
Правда, первую известность принесла мне небольшая акварель «Детская музыкальная школа». Говорили, что в этой акварельке войны не меньше, чем в иной баталии.
Потом было создано полотно «Приём в комсомол» — одно из самых дорогих мне. Родилась эта картина, можно сказать, из самой жизни.
Дочь должны были принимать в комсомол. Я пришел «поболеть» за дочку и увидел почти ту самую сценку, что после изобразил: старый коммунист и взволнованные событием ребята. Светлые, чистые! Когда мой профессор, замечательный живописец Ф. Г. Кричевский, посмотрел начатую картину, он сказал: «Вот это твоё».
С.А. Григорьев. «Приём в комсомол» Холст, масло. 142 × 201 см 1949 г. Национальный художественный музей Украины, Киев |
Угадать особенности дарования, помочь развиться индивидуальности — главное в деятельности педагога.
В последние годы я руковожу академической мастерской в Киеве. Здесь стажируются молодые способные художники Украины. Они очень разные, и меня это радует. Ведь непохожесть талантов — залог богатства искусства. Настораживает порой недостаточная подготовка, и прежде всего по моему любимому предмету — рисунку. А ведь это основа основ! Вообще я бы хотел сказать молодым: не стремитесь к раннему успеху, это опасная штука. Характер ещё не сложился, а тут слава, деньги... Не к успеху надо стремиться, а к мастерству. Ведь подлинное искусство прежде всего результат самоотверженного труда.
Пути развития искусства заботят не только нас, художников. В прошлом году нашу республиканскую выставку посетили партийные и государственные деятели Украины во главе с членом Политбюро ЦК КПСС, первым секретарем ЦК КП Украины Владимиром Васильевичем Щербицким. Затем состоялась встреча руководителей партии и правительства с художественной интеллигенцией республики, где выступил В. В. Щербицкий. Говорил он тепло, сердечно, настраивая нас на серьёзную работу по воспитанию человека коммунистического будущего. Эта встреча — одно из самых памятных событий минувшего года.
Нынешний год отмечен 1500-летним юбилеем Киева. Я жил во многих городах и никогда их не забуду. Но Киев... Помню, после войны я шёл разрушенным Крещатиком и чуть не плакал. Мог ли представить, что он станет таким прекрасным, как сегодня? Наверно, сильнее всего любишь то, во что вложил душу. С тех пор как живу в Киеве, горьких лет и радостных набежало больше пятидесяти. Как же не любить его, если тут вся судьба!
Журнал Юный художник №5 1982 г.