МУЗЕЙ — НАША ШКОЛА увеличить изображение
МУЗЕЙ — НАША ШКОЛА

 

Семьдесят лет назад двери Музея изящных искусств (так назывался ГМИИ имени А. С. Пушкина в пору своего детства) гостеприимно распахнулись перед посетителями. В течение десятилетий богатело собрание музея. Рос и воспитывался на лучших образцах мирового искусства его зритель. Постепенно приумножались ряды посетителей всех поколений и возрастов.

Без новых содержательных выставок, без внушительных зрительских очередей у входа мы уже не представляем себе наш музей. Драгоценное сокровище народа, художественное собрание мирового уровня, он давно стал символом красоты, гуманизма, подлинной культуры. В его торжественных мраморных залах проходят лучшие минуты в жизни тех, кто искренне стремится понять тайны искусства, движения души бессмертных гениев человечества.

 

М. АЛПАТОВ, доктор искусствоведения, действительный член Академии художеств СССР

 

 

Трудно переоценить значение этого собрания в формировании эстетического мировоззрения каждого, кто посещает прекрасное здание на Волхонке. 

Для художника музей — школа познания пластики и гармонии, место, где особенно молодые в мечтах своих живут и творят, созерцая шедевры прошлого. Уникальные слепки древнего искусства Египта, Греции и Рима, образцы готики и Возрождения дают возможность проследить и почувствовать неразрывную связь, преемственность великих культур. При смене религий и общественных формаций менялась идейно-смысловая направленность искусства, его форма, терялись какие-то черты, приобретались новые качества.

Время идёт. Музей обогащается пополнениями подлинников живописи и скульптуры. Открыты великолепные Египетские и Греческие залы. В связи с интенсивной выставочной работой музей вынужден видоизменить экспозицию. Подлинники теснят собрание слепков. Музею нужны новые площади для размещения фондов. Мне кажется, было бы очень хорошо занять музею один из прилегающих домов, а для организации, которая в нём находится, подыскать здание в другом месте. Музей получил бы возможность, не перемещая основное собрание ценнейших экспонатов, продолжать необходимую выставочную деятельность.

Сколько прекрасных произведений нам удалось посмотреть в музее за последнее время! Леонардо да Винчи, Эль Греко, Диего Веласкес, Рембрандт, Ван Гог! Французский гобелен и архаическая Греция! И много, много других бесценных сокровищ! Музей живет активной жизнью, даря нам много прекрасного.

Я люблю музей. Каждый раз, посещая выставки, с удовольствием смотрю и старых «знакомых»: Матисса, Сезанна, испанцев, немцев и других художников в постоянной экспозиции. Для меня это праздник, радость, работа. А если время позволяет посидеть в Итальянском дворике перед порталом готического собора в окружении кондотьеров, рыцарей, Давида-гиганта и Давидов-маленьких, рядом со средневековыми решётками, украшенными невероятным количеством совершенных композиций, которые вот уже сколько лет мечтаю нарисовать, то я ухожу домой, полный уважения к великим талантам прошлого.

Хочу верить и надеяться, что желание творить прекрасное не иссякнет в душе человека!

 

Д. Жилинский, член-корреспондент Академии художеств СССР

 

 

В разные годы своей жизни человек всё воспринимает по-разному. Первый визит в Музей изобразительных искусств имени Пушкина и впечатления, вынесенные оттуда, я теперь вспоминаю с улыбкой. Это были годы учёбы в Московской средней художественной школе. Тогда мне больше всего понравились романтические пейзажи с гусями и лебедями. Самое большое потрясение—Матисс. На его известной картине была изображена кривая банка! Потом я поняла этого художника, но первое ощущение не забылось. Будучи уже взрослой, открыла для себя ранних итальянцев. Их живопись притягивает, завораживает.

Копировать работы великих мастеров в музее мне не приходилось — в годы нашей учёбы, к сожалению, это не было принято. Но, делая дипломную работу в институте под названием «Материнство», часто ходила в музей смотреть картины на родственные темы. Чтобы вдохновиться.

Надо сказать, меня всегда притягивала живописная часть музея. Залы, где находятся интересные для детей вещи — саркофаги, мумия, мраморные статуи,— меня ни в детстве, ни потом не привлекали. Всегда казалось, что это ненастоящее, а вот картины — настоящее.

Очень люблю зал французов. Открытие экспозиции импрессионистов было событием огромного значения в жизни художников. Вспоминаю слова Виктора Попкова, сказанные по этому случаю: «Как вам повезло, девчонки!» Нам действительно повезло — мы получили возможность видеть подлинники интереснейшего явления искусства, учиться на них. Попков и его поколение такой возможности не имели. Многие из нас прошли период подражания импрессионистам. Это неизбежно. Только изучив опыт предшественников, «переболев» разными художниками, можно выйти на свою дорогу в искусстве.

На мой взгляд, тем, кто учится сейчас, повезло ещё больше. В последние годы выставочная деятельность активизировалась, а любимый нами Пушкинский музей стал одним из её центров. Благодаря этому мы получили возможность познакомиться с лучшими художественными коллекциями из Испании и Франции, Австрии, Америки и Японии. Посещение музея на Волхонке всегда большой праздник.

 

Татьяна НАЗАРЕНКО, лауреат премии Московского комсомола

 

Журнал Юный художник №5  1982 г.