В жизни этого юноши не было события значительней, чем Великая Отечественная война. А до войны он учился в школе и увлекался рисованием. О нём сохранилось мало документов, но и по скупым строкам воспоминаний его сверстников и учителей, по тем немногим тонким и лиричным акварельным зарисовкам, которые бережно сохраняются его друзьями, можно представить образ скромного юноши, бесконечно любившего Родину. И в грозный час, когда Родина позвала на защиту своих сыновей, он стал бойцом 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения.
1933 год. Двенадцатилетним мальчиком из далёкой Читинской области приехал в подмосковную школу Борис Юдин. На родине осталась его мать, которая работала санитаркой в больнице. Отец, служивший в советской милиции, погиб в борьбе с кулачеством.
Восемь лет жизни Бориса были связаны со школой имени С. Т. Шацкого и её художником-педагогом Дмитрием Ивановичем Архангельским. Через два года мальчик был уже в активе изостудии.
«Почти пять лет мы работали вместе, работали много и серьёзно, отдавая всё свободное время искусству,— вспоминал друг Бориса Иван Довженко.— Сближало нас общее дело, любовь к живописи, любовь к руководителю изостудии. Юдин поражал всех основательностью, учёба давалась ему легко, особенно математика...»
Изостудия представляет рисунки питомцев на все художественные выставки. На московских областных выставках детского рисунка Борис неоднократно занимает первое место. В 1936/37 учебном году за свои работы он получает премию ЦК ВЛКСМ.
Б. Юдин «Портрет Широкова» Карандаш. 1938 г. |
Прежде чем приступить к композиции «Перелёт через Северный полюс», юный художник просмотрел кипу газет, немало книг и альбомов, сделал множество эскизов. Только для одной фигуры женщины — более десяти рисунков и этюдов маслом. К сожалению, не сохранилось ни одной из его больших работ. Картины многих студийцев, украшавшие здание школы, исчезли во время немецкой оккупации. Не пощадило время и множество акварельных, карандашных и других работ студийцев.
С 1934 по 1937 год в Обнинске несколько раз навещал своего первого учителя Д. И. Архангельского Аркадий Александрович Пластов. Художник с удовольствием встречался с ребятами, увлечёнными искусством, делал их портреты. Рисовал и Бориса. В последний свой приезд Пластов особенно интересовался его работами.
1937 год. Из творческой характеристики Бориса Юдина: «Все вещи Бориса можно назвать сюитой «Лес». Эта сюита — неумолкаемый и пламенный гимн юного художника природе.
Б. Юдин «Пейзаж» Акварель. 1938 г. |
Первым из студийцев Борис стал работать над портретом. Им были написаны портреты папанинцев. Он и Ваня Довженко — постоянные участники в оформлении революционных праздников. К школьным спектаклям они пишут декорации: «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Две песни».
Борис Юдин — пионер, затем комсомолец. Увлечённый точными науками, имеющий прозвище «академик», он — один из лучших художников школы. Д. И. Архангельский характеризует Бориса как художника-исследователя, который не только изучает материал, но и «побеждает» его, добиваясь желаемого эффекта.
1938—1939 годы. Талант Бориса Юдина набирает силу. Посмотрите, сколько очарования в его акварельных пейзажах, как уверенно передается в них форма предметов, воздушная перспектива, состояние природы.
«Хитро, кто умеет»,— любил говорить Дмитрий Иванович. И вместе со студийцами разбирал композицию рисунка, передающего влажными размытыми красками осень в неяркий день. Много работает юноша, несмотря на выпускной класс.
Позади школа. Он уже студент физического факультета МГУ, но по-прежнему увлеченно рисует: в Останкине, в зоопарке, иллюстрирует письма к студийцам, посещает университетский изокружок. Его руководитель живописец В. Н. Мешков обращает внимание студентов-кружковцев на то, что у Юдина «природа живет». Своей манерой письма Борис удивляет новых друзей. «Вдруг им показалось, что зима у меня слишком цветная»,— сообщает он в письме любимому педагогу Д. И. Архангельскому.
Б. Юдин «Осень» Акварель, 1938 г. |
На каникулах и в выходные дни Борис — в Обнинске. Много рисует, помогает руководителям изостудии. Учившаяся с ним и в школе и в университете дочь венгерского коммуниста Мария Кахана вспоминает: «Невысокий, коренастый, совершенно «седые», коротким «ежиком» волосы и чистейшего голубого неба глаза. Старшие видели в нем большие способности в учебе, максимальное упорство, силу воли и общую «положительность». Мы, его товарищи, видели и другие, наверное, более важные для нас «максимумы»: предельную честность, абсолютную надежность, глубокую доброту, запрятанную под оболочку юношеской застенчивости, которую он всячески старался замаскировать.
В университете он сильно изменился, стал общительнее, даже с девушками не стеснялся разговаривать. За два года после школы очень вырос и стал высокого роста, этакий русский богатырь хоть куда!»
Лето 1940 года. Иван Довженко проходит службу в Красной Армии. Ко дню его рождения Борис Юдин посылает своему другу акварель. Единственная подписанная, найденная в бумажнике убитого русского солдата, она помогла раскрыть «тайну» пяти акварелей, о которой рассказывалось в газете «Красная звезда» в 1964 году.
Июль 1941 года. Записавшись в Московское народное ополчение бойцом 8-й Краснопресненской дивизии, Борис уходит на фронт. В октябре, выхо дя из окружения, он ведет группу бойцов знакомыми со школьных походов тропами. А в канун 1942 года в освобождении села вместе с бойцами своей группы Борис уже не участвовал...
Он прожил совсем немного.
На мраморной доске памяти погибших в годы Великой Отечественной войны студентов, аспирантов, сотрудников физического факультета Московского государственного университета значится имя Бориса Юдина.
В. ИВАНОВ, действительный член Географического общества СССР
Журнал Юный художник №2 1982 г.
На аватаре: Б. Юдин «Осень» Акварель, 1938 г.