НАСЛАЖДЕНИЕ ТВОРИТЬ. К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СКУЛЬПТОРА А.П. КИБАЛЬНИКОВА
Однажды, посетив мастерскую Кибальникова, зарубежные гости задали её хозяину такой вопрос: «Скажите, маэстро, а есть ли у вас ателье для показа работ?» И тогда скульптор посоветовал им побывать на столичной площади Маяковского, поехать к Третьяковской галерее, посетить Брест, Саратов. Рязань и другие города, где установлены созданные им памятники... Действительно, его произведения вместе с творениями мастеров разных поколений как бы составляют огромную, постоянно открытую для всех художественную галерею. Сегодня мы уже не представляем Москву без памятников В. В. Маяковскому и П. М. Третьякову, Саратов — без монументов В. И. Ленину, Н. Г. Чернышевскому, Рязань — без памятника С. А. Есенину, Брест — без мемориала «Брестская крепость-герой».
Мемориал «Брестская крепость-герой» А.П. Кибальников «Жажда» 1965 г. |
Кибальников за всю долгую творческую жизнь никогда не брался за темы мелкие, не создавал произведений «проходных», возникающих как бы между делом. Художник — патриот, публицист, он в работе прежде всего требователен к себе, глубоко принципиален. Сущность творчества мастера становится намного яснее и понятнее, когда представляешь себе его творческий путь, знакомишься с условиями формирования личности.
Александр Павлович Кибальников родился в крестьянской семье в 1912 году в слободе Орехово Волгоградской области. С большой теплотой вспоминает он о живописности родных мест, речки Медведицы, впадающей в Дон, её буйных весенних разливах, когда вода подступала к самым стенам стоявших на возвышенности деревенских изб.
Возможно, ощущение красоты природы, с которой ежедневно соприкасался мальчик, и способствовало проявлению в нём художественных наклонностей. С ранних лет он много рисовал, вырезал из мела фигурки людей и животных. Сказалось влияние дяди, увлекавшегося резьбой забавных деревянных фигурок и свистулек. И, уже учась в семилетней школе в соседней станице Островской, Саша Кибальников получил первые наглядные уроки рисунка и живописи от двух своих старших друзей, учащихся Саратовского художественно-промышленного техникума, приезжавших на каникулы в Орехово. Саша сопровождал товарищей на этюдах. Иногда они разрешали ему «побаловаться» кистями и красками у настоящего этюдника.
Александр Павлович Кибальников |
Подросток стал мечтать о профессии художника. Это и привело его в 1927 году в Саратов. Чтобы прокормиться, он устраивается грузчиком в речном порту, благо рос крепким физически. Одновременно усиленно занимается рисованием. Через год Кибальников поступает в художественно-промышленный техникум. Однако не на скульптурное отделение, о котором мечтал (оно было упразднено), а на клубно-инструкторское, где много внимания уделялось рисунку и живописи.
Конечно, без средств учиться было нелегко. Учащиеся техникума в то время стипендии не получали. Но помогали редкостное трудолюбие и упорство каждого, стремившегося овладеть необходимыми знаниями и навыками.
То был период бурного расцвета различных формалистических течений. Не остался в стороне от них и Саратовский техникум.
— Помню, что и среди нас находились ретивые проповедники «архиреволюционных» методов творчества,— вспоминает Александр Павлович.— Что, ж, иные так и начинали свой путь в искусстве: вымазав ноги краской, расхаживали по холсту или бумаге...
Для А. Кибальникова подобные увлечения оказались органически неприемлемыми. Немалую роль в формировании его взглядов на искусство сыграли опытные педагоги училища, а также ученик известного скульптора А. Матвеева — талантливый мастер В. Ивановский, который помог разобраться начинающему художнику во многих творческих и жизненных проблемах.
Кибальников А.П. и архитектор Менякин Ю.И. 9 мая 1970-тые годы. Саратов. |
Богатейшим источником, питавшим чувства и помыслы, стал для Кибальникова Саратовский художественный музей с его ценнейшей коллекцией произведений выдающихся русских и зарубежных мастеров. Целыми днями просиживал молодой скульптор у картин Боровиковского, Репина, Поленова, Сурикова. Всё, что было в музее, он изучил досконально.
Всегда очищающим было и общение с родной природой. Сам волжанин, художник подолгу мог любоваться великой русской красавицей и труженицей Волгой. Полюбил на всю жизнь Кибальников и Саратов — город, где учился и вырос как мастер, город юношеских мечтаний и первых успехов.
А.П. Кибальников во время работы над памятником Н.Г. Чернышевскому |
Увлекают молодого скульптора образы выдающихся людей — уроженцев Саратова. Прежде всего это Чернышевский. Уже спустя семь лет после окончания училища в 1939 году на Всесоюзном конкурсе кибальниковский проект памятника замечательному революционному демократу удостаивается премии.
Сразу завершить монумент не позволила война. Закончил его скульптор лишь в 1950 году. За статую Чернышевского Кибальникову присуждена Государственная премия СССР, а в 1953 году в Саратове сооружен памятник, ставший нынче его гордостью.
А.П. Кибальников. Памятник Н. Г. Чернышевскому в Саратове. Архитектор Н. М. Гришин. Бронза, гранит, высота фигуры 485, высота постамента 600, 1953 г. Фотография из архива В. А. Кибальниковой. |
С полюбившимся городом связан и период работы художника в годы войны, когда он выпускает множество листов для «Окон ТАСС», и одновременно создаёт целую галерею скульптурных портретов и композиций на тему Великой Отечественной: «Рабочий с автоматом», «Народный мститель», фигура советского воина со знаменем (была сразу установлена на одной из площадей Саратова), портрет лётчицы Марины Расковой и целый ряд других произведений.
В послевоенные годы художник делает портреты земляков — артистов Саратовского драматического театра И. А. Слонова и С. Т. Муратова, воспитанника суворовского училища ефрейтора В. Лисина.
А.П. Кибальников. Портрет ефрейтора В. Лисина. 1948 г. Гипс. |
В городе на Волге Кибальников создаёт для Саратовского художественного музея портрет другого представителя русской демократической мысли — А. Н. Радищева. Ведь музей был основан художником А. П. Боголюбовым — внуком Радищева. И по сей день творчество мастера связано с родным городом. Сейчас он трудится над памятником выдающемуся уроженцу Саратова писателю К. Федину.
А.П. Кибальников. Памятник писателю К. Федину в Саратове |
К сожалению, многие ранние работы скульптора, выполненные не в долговечных материалах: в гипсе, глине, бетоне, не сохранились.
— Хотя художнику и жаль своего труда,— говорит Александр Павлович,— но по своей натуре я не люблю, чтобы работы пылились в мастерской. Я всегда стремился дать им жизнь на улицах и площадях.
Вскоре после войны Кибальников приезжает в Москву. Ещё раньше молодого, одарённого, работающего много и упорно скульптора заметили А. Матвеев и В. Мухина. Эти замечательные советские мастера оказали сильное влияние на становление творческой личности художника. Кибальников вспоминает, что он старался не пропустить ни одной встречи с А. Матвеевым и виделся с ним почти ежедневно. А. Матвеев и В. Мухина стали для скульптора на всю жизнь примером высокого профессионального мастерства, редкой трудоспособности.
В эти же годы Кибальников вновь обращается к русской и советской классике. Он тщательно изучает творчество Н. Андреева, И. Шадра, Л. Шервуда, анализирует профессиональный опыт таких мастеров прошлого, как Ф. Шубин, Э. Фальконе, П. Клодт, И. Мартос, П. Трубецкой, А. Опекушин, мечтая продолжить их дело...
Одновременно он упорно работает в мастерской. Из многих тем, за которые берется скульптор в это время, особое место занимает ленинская тема. Сегодня широко известен вклад Кибальникова в монументальную Лениниану. Им созданы памятники вождю в Москве, на Комсомольской площади, в Саратове и Елабуге. Произведения художника ленинского цикла входят в экспозицию Центрального музея В. И. Ленина, мемориального музея в Ульяновске.
А.П. Кибальников в мастерской на Верхней Масловке в Москве. |
А.П. Кибальников. Памятник В.И. Ленину. Лианозовский электро-механический завод, Москва. |
Подступал он к этой теме давно и по-своему. Еще учась в техникуме, будущий мастер представил на ежегодную выставку студенческих работ скромный скульптурный портрет Владимира Ильича. А через несколько лет на художественной выставке в Курске была экспонирована скульптура В. И. Ленина работы Кибальникова.
Интересна судьба этого произведения. Статую из гипса перевели в бетон и собирались установить на одной из площадей Курска. Началась война. Во время оккупации монумент разбили фашисты. Но в первые же дни после освобождения города рабочие восстановили его и сразу открыли памятник.
Ленин изображён на митинге. В энергичном повороте корпуса, строгой сосредоточенности лица, во всей устремлённости фигуры образ вождя, пламенного трибуна революции. Таков путь от небольшого портрета к монументальному произведению.
А.П. Кибальников. Макет памятника Ленину в Саратове. |
Работу над каждым скульптурным памятником Кибальников начинает с портретных этюдов, делает их иногда по нескольку, в разных материалах. Создаваемые образы отличаются глубиной раскрытия духовного мира, монументальностью.
— Монументальное — не значит большое по размеру, — любит повторять Кибальников.— Монументальное произведение воплощает масштабную, общественно значимую тему. И чем выше социальная значимость произведения, тем с большим основанием его можно относить к творениям монументального искусства.
Крупным вещам скульптора чужда холодность и отрешённость. Они всегда в контакте со зрителем. Посмотрите на Чернышевского, застывшего на постаменте в задумчивой позе,— он как бы приглашает нас к размышлению о судьбах Родины. И совсем как живого, яростного, неукротимого борца революции и вместе с тем нашего современника, будто вставшего на площади «с теми, кто вышел строить и месть», воспринимаем мы образ Владимира Маяковского...
Труд художника — особый труд. Над иным памятником он может работать годами, а то и десятилетиями. Александр Павлович тоже работает, как принято считать, медленно, затрачивая на создание произведений по нескольку лет.
— Нет, сам процесс воплощения замысла в пластическую форму занимает у меня не так уж много времени,— говорит он.— Больше уходит на подготовку и обдумывание замысла.
Можно без конца удивляться неутомимости художника в стремлении как можно больше увидеть, узнать. Стоит вспомнить такой факт: Александр Павлович во время работы над портретом космонавта А. Леонова побывал в космическом аппарате-тренажере... Нельзя не улыбнуться, представив себе степенного, с седой окладистой бородой скульптора сидящим в космическом аппарате. Быть может, именно это знакомство мастера с орбитальной техникой помогло ему в работе над образом космонавта.
А. П. Кибальников и космонавто А. А. Леонов. Начало 1980-х гг. |
— Известно, что настоящий художник обязан не только много видеть и многое изучить, но всё увиденное он должен постичь своим умом и сердцем, должен многое испытать и пережить, прежде чем будет в состоянии воплотить увиденное в конкретных художественных образах,— говорит сам скульптор.
Памятуя, что среди читателей журнала немало тех, кто мечтает стать настоящим художником, трудно было удержаться от соблазна задать Александру Павловичу вопрос:
— Что бы вы могли им пожелать?
— Хочу вспомнить слова Н. В. Гоголя: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». Опыт работы к семидесяти годам жизни подтверждает правильность этих слов. Художником быть прекрасно. Но когда говорят о художнике, то прежде всего указывают на его талант, вдохновение. Спору нет, и то и другое имеет значение, но убеждён, что только при наличии упорного трудолюбия и профессионального умения. Первый признак таланта — умение, а вдохновение приходит во время труда. И ещё. Путь в искусство даже у самых талантливых не усеян розами. И того, кого манит лишь внешний блеск славы, может постигнуть самое горькое, подчас трагическое разочарование. Поэтому каждый, кто хочет не казаться, а быть на деле художником, должен подойти к выбору своего жизненного пути со всей серьёзностью...
в. Новиков
Журнал Юный художник №7 1982 г.
А.П. Кибальников. Памятник П.М. Третьякову в Лаврушенском переулке в Москве. |