Перед вами рисунки ребят из подмосковного города Домодедова. Они примечательны, интересным видением окружающей действительности, правдиво передают жизненные наблюдения юных авторов, будь то подмеченный зорким глазом оживлённый ритм работы аэропорта, который находится недалеко от школы, уголок старой Москвы или интерьер класса. Два рисунка — Тани Ракитиной и Андрея Пислегина — демонстрировались на выставке детского творчества в Кремлёвском Дворце съездов в дни работы XIX съезда ВЛКСМ.
Таня Ракитина, 10 лет. Автопортрет. Гуашь. |
Успехи ребят в значительной степени объясняются кропотливой работой по освоению и изучению предмета композиции. Об этом рассказывает директор Домодедовской ДХШ Л. П. Остапенко.
К рисованию тянутся все дети. Вспомните, как ещё совсем маленькими, едва только научившись держать в руках карандаш, вы уже пытались что-то изобразить: дом, солнце, дерево... Позже, став школьниками, уверенно и смело, а главное, с удовольствием стали рисовать многофигурные баталии, скачки, космос, иллюстрировать любимые книги.
Нередко вы, ребята, берётесь за портрет — изображаете родных, друзей, рисуете себя, глядя в зеркало, или лицо воображаемого человека. Это естественное стремление к творчеству, познанию окружающей действительности приводит юных любителей искусства в кружки рисования, студии изобразительного творчества, художественные школы. Здесь им предстоит не только освоить первоначальную изобразительную грамоту, но и перейти от любительского детского рисования к выполнению эскиза учебной композиции на ту или иную заданную тему.
С чего начинается работа над композицией в нашей Домодедовской детской художественной школе?
Приступая к первому заданию, учащиеся выбирают такой сюжет из повседневной жизни, который хорошо знаком всем: перемена в школе, соревнования на стадионе, жизнь аэропорта, уборка урожая, летний поход. Следует помнить, что работа над композицией требует длительного времени.
Обратите внимание на то, оправдан ли сюжетом избранный размер и формат бумаги, найдите место композиционному центру, продумайте, в какой масштабной, а значит, и смысловой связи с ним будут находиться второстепенные детали. От того, удачно ли найдено чередование крупных и мелких фигур, светлых и тёмных пятен, сложных и простых силуэтов, во многом зависит выразительность работы.
Часто начинающие, работая красками, стараются подобрать лишь точный цвет того или иного предмета, одежды, лица человека или, наоборот, пользуются красками в их чистом виде, ярко расцвечивая лист. Между тем краски призваны выполнять задачу более сложную и ответственную — создавать цветовой строй композиции. А от того, какой он — насыщенный или приглушённый, локальный или со множеством оттенков,— во многом зависит результат работы.
Тематические композиции часто связаны с изображением человеческой фигуры и лица. Поэтому навыкам в рисовании людей в нашей художественной школе придаётся первостепенное значение. Регулярно на уроках композиции, рисунка, живописи проводятся зарисовки фигуры человека, причем в тех позах и движениях, которые часто встречаются в жизни и потому могут быть использованы в будущей работе над композицией: идущий человек, группа собеседников; двое, несущие корзину; бросающий что-либо.
Эти и многие другие позы каждый из вас вполне может сам или с помощью друзей продемонстрировать и зарисовать. А затем, когда набросков накопится много, на основе этого материала, подкрепляя его необходимыми наблюдениями, сочините тематическую композицию. Пробуя разные форматы и компонуя в них различное количество персонажей, старайтесь добиться интересного ритма и найти выразительный силуэт всей сцены.
Галя Гусева, 13 лет. У Балчуга. Карандаш. |
У нас в Домодедовской детской художественной школе каждый год во всех классах учащиеся выполняют задание, в котором главный элемент композиции — лицо человека или несколько лиц. Фигура человека и лицо должны занимать центральное место, быть хорошо построенными и убедительно связанными с окружающей обстановкой, а цветовое решение соответствовать сюжету.
Сначала ребята выполняют эскиз тематического композиционного портрета. Подготовка к этому заданию идёт долго и становится каждодневным домашним заданием. Ученики делают несколько карандашных автопортретов, а также рисуют родных, друзей, знакомых. Подыскивают и зарисовывают необходимый пейзаж, интерьер, отдельные предметы обстановки. Наблюдают и запоминают те жизненные ситуации, которые могут стать местом действия героев композиций.
Марина Короткова, 13 лет. Наш двор. Карандаш, тушь. |
Основная работа, когда собран интересный материал, происходит в классе. Выполняются несколько эскизов в цвете, в которых идут поиски колорита.
Затем идёт работа над рисунком основного эскиза в крупном размере с подробной прорисовкой необходимых деталей как главного персонажа, так и предметов обстановки. Только после этого ученики берутся за краски и пишут основной эскиз.
Олег Хныкин, 14 лет. Строительный натюрморт. Карандаш. |
Лето — самое удобное время года для сбора натурного материала и наблюдений, потому что можно ежедневно и подолгу изучать и зарисовывать всё то, что привлечёт ваше внимание: например, как проходит рабочий день на ферме, железной дороге, строительной площадке, где возводится новый дом, или на оживлённом перекрестке города.
Сама жизнь, многообразная, интересная и красочная, поможет юным художникам закрепить знания, полученные на уроках композиции.
Журнал Юный художник №7 1982 г.
На аватаре: Андрей Пислегин, 13 лет. Сборочный цех. Карандаш.
Толя Петрунин, 12 лет. Вагончики строителей. Карандаш. |
Света Хренова, 13 лет. Натюрморт. Пастель. |