Во время лепки постоянно сравнивайте между собой детали, соотнося их с целым — общей формой головы. Продолжая работать, установите взаиморасположение переносицы и внутренних углов глаз, расстояние между слезниками (оно обычно равно длине глаза); площадки, образованные подглазничными дугами. Затем найдите место наружных углов глаз по отношению к внутренним.
Напоминаем — все уточнения должны идти за счёт срезания или наращивания форм этюда головы сверху или снизу, но не центрального узла, образованного внутренними углами глаз и переносицей.
Выяснив, как глубоко расположены наружные углы глаз по отношению к слезникам, выявим шарообразную форму глазных яблок, надбровных дуг. Здесь следует прежде всего обратить внимание на самые высокие точки и височные линии, которые служат границами двух боковых планов лба.
Наметим верхние и нижние веки, покрывающие глазные яблоки, форму слезников и переносицы, глубину её расположения. Глаза должны быть точно вставлены на свои места и найдены по отношению к переносице, подглазничной и надглазничной дугам и лобному отростку скуловой кости.
Ниже переносицы образуется более твёрдая и заострённая форма носовой кости. Её самое широкое место соответствует краю, ниже которого хрящ образует характерный объём кончика носа, состоящий из двух частей. Уточним боковые поверхности пирамиды носа, место их соединения со щеками. Вылепим крылья носа и его нижнюю площадку. Затем проверим, верно ли определён объём верхней части челюсти, на которой как бы «стоят» ноздри.
Найдём большую форму, образуемую верхней челюстью, зубами и верхним поясом нижней челюсти. Этот объём — единое целое, на верху которого стоит основание носа, а снизу как бы подвешивается объём подбородка, пластически объединённый с нижними краями нижней челюсти.
Постарайтесь избежать частой ошибки — оконтуривания краев губ. Старайтесь лепить только объёмы, находить их верх и низ, избегая «рисования».
Вылепите подбородок вместе с краями челюсти. Почувствуйте, где именно под мягкой тканью находится нижняя челюсть, которая в профиль представляет собой прямую линию; округлость ей придают расположенные сверху ткани. Определим углы челюсти, низ всей лицевой части головы, место его соединения с шеей. Проверим общую форму шеи, лепя её по кругу.
От нижнечелюстного угла снова перейдем к уху и скуловой дуге. Ушную раковину лепим не отдельно, а со всеми окружающими её формами. Не увлекайтесь «продырявливанием» носовых впадин и ротового отверстия — нас должна в основном интересовать форма, стремящаяся как бы выйти из глубины на поверхность.
От ушных раковин переходим к затылку, где обе наши руки встретятся на условной осевой линии, делящей голову на две равные части. План затылка должен быть параллелен плану лба, образованного лобными буграми и самыми высокими точками надбровных дуг. Он продолжается вокруг головы, образуя словно стенки кастрюли, накрытой черепной крышкой. Очень важно определить, какая форма относится к боковой стороне черепа, а какая — к его верху.
Отрабатывая форму черепа, вы одновременно лепите и волосяной покров — по тому же принципу, что и складки ткани, стараясь с их помощью активнее выявить находящуюся под ними форму.
Особенно внимательно относитесь к объёмам, в образовании которых непосредственно участвуют кости черепа — лобным буграм, надбровным дугам, скуловым костям.
Очень важно чувствовать тяжесть скульптурного объёма. Тогда она приобретает весовые качества, её объемы начнут взаимодействовать, составят единый ансамбль. Старайтесь лепить равномерно все части скульптуры. Подобно хорошему рисовальщику, кладущему штрих по форме, работайте руками по направлению формы, что помогает сделать её более жизненной, правдивой.
Если вы лепите ещё и часть торса, то обратите особое внимание на линию соединения его с шеей — цилиндром, как бы вставленным в торс. Найдите взаимное расположение седьмого шейного позвонка и яремной ямки, верхнего края лопаток и ключиц. При наклоне плеч, а вместе с ними и головы помните, что шея выходит из торса в своём основании перпендикулярно ключицам, если смотреть на торс спереди. А шейный отдел позвоночника начинает изгибаться уже выше седьмого шейного позвонка.
Завершая работу, постарайтесь вернуться к своим первоначальным впечатлениям от модели. Добиваясь цельности и единства, подчините детали целому, а может быть, и уберите те, что мешают осуществлению первоначального замысла; что-то выделите, подчеркните существенное. Это и будет третьим этапом работы.
Стремитесь к пластической ясности формы, выражающей неповторимую индивидуальность портретируемого. Если это необходимо, смело и решительно вносите любые коррективы и изменения в этюд.
К. ПЕТРОСЯН, скульптор
Журнал Юный художник №5 1981 г.