Алексей Павлович Белых |
Четверть века Алексей Павлович Белых живёт и трудится в Костроме, успешно сочетая творческую работу с педагогической. Он принадлежит к той категории художников, которые героев своих полотен ищут в гуще жизни.
На юбилейной персональной выставке живописца обращал внимание цикл картин, посвящённый костромским лесорубам и сплавщикам. Эти холсты родились в лесосеках и на сплавных рейдах— у рабочего места тружеников.
Остановился на миг раскряжевщик с электропилой— сильный, волевой человек. Залита солнцем, лучится береста на кряжах, заняты своим делом разметчики, а за ними лесное зелёное море — тайга. Таков «Лесоруб» А.П. Белых,
Динамично полотно «На сплавном рейде. Смена идёт», где в людях есть уверенность, сознание своего профессионального умения. Внутренней силой наполнены образы в картинах «Волжанка», «Молодёжная бригада», «На малых реках». Сюжеты, образы для них подсмотрены художником в лесосечных бригадах Макарьевского, Кадыйского, Кологривского районов, на сплавных костромских реках Унже, Немде, Нее.
Художник, прославляющий повседневный труд текстильщиков, лесозаготовителей, строителей, в некоторых работах предстаёт лириком.
Таковы «Бабье лето», где эмоциональный тонус холста создают пейзаж, красота осеннего наряда природы, а также «Волгарь родился», «Вечер на Волге».
Большое место в творчестве живописца занимает портрет. В галерее созданных им образов — труженики города и села, воины-однополчане и молодые солдаты, несущие службу в армии.
Особо необходимо отметить детские портреты. Художнику удаётся передать и открытый взгляд ребёнка, познающего мир, и штрихи зарождающегося характера своих непоседливых моделей. Лучшие из портретов, экспонированных на выставке, «Любаша», «Бориска».
Волга, её живописные притоки, костромские леса запечатлены на холстах, воспевающих красоту родной земли.
Среди созданного художником в этом жанре обращают внимание зарубежные зарисовки. Ранним утром, поздним вечером, когда туристы отдыхали, Белых выходил на улочки Рима, Роттердама, Мадрида, Севильи, Лондона и Венеции с походным этюдником и старался успеть сделать один, два, три этюда. Они интересны и сами по себе, многие из них легли в основу больших картин.
Выставка, прошедшая в 1983 году в залах Костромского музея изобразительных искусств, была приурочена к шестидесятилетию Белых. С юбилеем художника-фронтовика тепло поздравили правления Союза художников СССР и РСФСР, коллеги из Ленинграда, Ярославля, Владимира, Иванова, костромская общественность.
Е. Голубев
Журнал «Художник» № 3 за 1984 год
«Лесорубы» — наиболее известная картина А.П. Белых |
А.П. Белых «Волжанка» — позировала супруга художника Надежда Холст, масло. 1961 г. |
А.П. Белых «За Волгой в апреле» Холст, масло. Тульский музей изобразительных искусств |
А.П. Белых «Весна на Волге» Холст, масло. 1968 г. |
А.П. Белых «На Волге вечером» Холст, масло. |
А.П. Белых «Летом на Волге» Холст, масло. |
А.П. Белых «Зимняя сказка» 1963 г. Холст, масло. |
А.П. Белых «Волга у Ипатия» 1985 г. Холст, масло. |
А.П. Белых «Раздумье» Холст, масло. |
А.П. Белых на своей последней крупной выставке в 2013 году |