СУЗАНИ — ПОКРЫВАЛО СЧАСТЬЯ. О ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ УЗБЕКСКИХ ВЫШИВАЛЬЩИЦ увеличить изображение
СУЗАНИ — ПОКРЫВАЛО СЧАСТЬЯ. О ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ УЗБЕКСКИХ ВЫШИВАЛЬЩИЦ

Издали оно кажется ковром. Во всяком случае, именно так и думают сначала посетители музея, когда видят на стене огромное панно, украшенное большими кругами, переливающимися всеми оттенками красного. Круги эти напоминают пышные диковинные цветы, а вокруг — гибкие побеги каких-то фантастических растений: то упругие виноградные лозы, то тяжёлые плети арбуза, то и вовсе странные завитки, похожие на язычки пламени.

 

Когда подойдёшь ближе, в прихотливом переплетении узоров вдруг заметишь стройный кумган, грациозного павлина или даже всадника, затерявшегося в этом сказочном саду. Всмотришься ещё внимательнее — и начнёшь различать мелкие стежки, почти сплошь покрывающие белую домотканую основу. Да это вышивка! Надеясь на подсказку, ищешь глазами табличку, но надпись на ней предельно лаконична: «Декоративное панно сузани. Узбекистан. XIX век. Хлопчатобумажная основа, шёлк, вышивка». Как мало! Ведь хочется узнать, где подсмотрела мастерица свои загадочные узоры, ради чего она в течение долгих месяцев выкладывала эти тончайшие стежки?

Сузани (сюзане) — это свадебное покрывало. Как и сто, и двести лет назад, без него не обходится ни одна узбекская свадьба. Под сузани ведут жениха и невесту в дом, и окружающие бросают на покрывало ветки плодовых деревьев, сладости, монеты. Расталкивая друг друга, мальчишки спешат подобрать их и принести в свой дом: это считается хорошим знаком.

 

Свадебный той (Той — праздник) обычно происходит летом во дворе, который окружён глинобитным забором — дувалом. И вот с самого утра на нём развешивают собранные у родственников и соседей сузани. Вечером, когда праздник в самом разгаре, а за забором таинственная темнота, под ритмичные звуки рубоба (Рубоб — узбекский национальный музыкальный инструмент), в мерцающем свете звёзд начинает казаться, что этот «магический круг» предназначен для того, чтобы охранить собравшихся от злых глаз и мыслей. Угол, отведённый молодым в единственной комнате дома, тоже огораживают огромными сузани, а внутри почти сплошь украшают вышивками... Во многих семьях бережно хранят свадебные покрывала, созданные ещё бабушкой или прабабушкой. Как фамильную драгоценность мать передаёт их дочери.

Рубоб
Рубоб

Искусство вышивания шёлком было исстари развито в плодородных земледельческих долинах Узбекистана и Таджикистана. С незапамятных времён здесь выращивали хлопок и разводили шелкопряда. Через богатые города Мавераннахра — междуречья Амударьи и Сырдарьи — проходил Великий шёлковый путь, по которому шли на базары Самарканда и Бухары караваны с иранскими, индийскими, китайскими тканями. Китайские купцы, вероятно, и принесли в Среднюю Азию секрет изготовления тончайших шелковых нитей.

Сюзане. Шахрисябз. Шёлк на шёлке
Сюзане. Шахрисябз. Шёлк на шёлке

Недолог век тканей, и дошли до нас только сузани XIX века. В это время особенно славились вышитые покрывала Бухары, Самарканда, Шахрисабза, Нураты, Ташкента. Создавались они не для продажи, и, конечно, не знали мастерицы, что их изделия попадут в лучшие музеи мира. Много дней подряд не разгибала женщина спины, чтобы закончить покрывало к свадьбе дочери. Вышивала и верила, что сузани принесёт её девочке счастье.

Сюзани. Бухара.
Сюзани. Бухара.

Какое оно, это счастье? Ещё в начале нашего столетия узбечка не могла сама решать свою судьбу. В 11 —15 лет по воле родителей выходила она замуж. В новой семье жилось часто несладко — она попадала под власть свекрови, жён старших братьев мужа, а если он богач — то, пожалуй, и под власть его старших жён. Лишь многодетная мать, у которой много сыновей, со временем завоёвывала уважение в семье... На улицу женщина могла выйти только в парандже. На пороге дома она должна была накинуть на голову этот халат из плотной материи, а на лицо опустить жёсткую чёрную сетку из конского волоса. И тоненькая многокосая живая девочка превращалась в безликое существо, робко передвигающееся по краю улицы...

И всё-таки в жизни всегда есть место надежде. И вот, чтобы благополучно сложилась жизнь невесты, собираются женщины помочь её матери дошить приданое и среди прочего — огромное свадебное покрывало. Буквально все в нём подчинено одной цели: принести невесте счастье, большое потомство, уберечь от болезней.

Так было. И хотя в наши дни традиционные узоры утратили свой первоначальный смысл, они по-прежнему вышиваются на свадебных покрывалах. Можно зайти в обычный дом в кишлаке и найти здесь прекрасное современное сузани или драгоценное старинное. Давайте так и сделаем.

Сюзане. Ташкент.
Сюзане. Ташкент.

В жаркий полдень в доме немного прохладнее, чем на улице, но темно и душно: все ставни закрыты от жары. Мебели почти нет, и поражает контраст непривычной для нас пустоты помещения и перегруженности стен: украшения буквально наслаиваются одно на другое. Только когда приглядишься, начинаешь различать повешенную на гвоздь вышитую тюбетейку или изысканный медный кумган, затерявшийся среди современной посуды. В успокаивающей полутьме, среди мелкой пестроты убранства сразу же приковывает взгляд большое сузани, занавешивающее целую стену.

Сюзане. Самарканд.
Сюзане. Самарканд.

У всех народов мира основные цвета имели в древности символическое значение. Скажем, белый почти всегда ассоциировался со светом, счастьем, здоровьем; чёрный — со злом, страданием, смертью; красный — с рождением, жизнью, кровью. Именно поэтому белая ткань считалась «отгоняющей беды», и во время свадебного обряда на невесту сначала надевали простое белое платье, и только сверху — нарядное, из шёлка. Первое платье обязательно начинала шить многодетная мать: пусть и у невесты будет много детей!

 

Цветовое решение нашего сузани основано на чередовании белого цвета основы и красных кругов, заключенных в чёрный или тёмно-зелёный лиственный контур.

В орнаменте наиболее ярко проявляются национальные черты народного искусства. Например, у народов Средней Азии много общего в покрое одежды, но орнамент скотоводческих (в прошлом) племён — киргизов, казахов — отличается от узора соседних земледельцев — узбеков и таджиков. Искусствоведы видят в орнаменте сузани образ цветущего сада, а некоторые изделия содержат космический орнамент, изображающий солнце, луну, звезды.

Чаще всего употребляется мотив круга-розетки, в котором отразился существовавший некогда культ солнца. Солнечные узоры обнаружены не только в вышивках, но и во многих других бытовых предметах: резных деревянных воротах, керамических блюдах. Очевидно, и сама круглая форма напоминала солнце. В Хорезме, например, блюдо, вмазанное в глину над воротами, в старину считалось средством «от сглаза».

 

Когда подходишь к вышивке ближе, начинают проявляться мелкие детали. Одинаковые издали розетки, оказывается, в точности не повторяют друг друга. Они прорастают различными цветами, бутонами, плодами, веточками. Основные узоры могут также «прорасти» птицами, кумганамй, чайниками, верблюдами и даже человеческими фигурками. Ислам не одобрял изображения живых существ: считалось, что лишь аллах может творить живое и наделять его душой. Если же кто-то осмелится изобразить птицу, зверя или человека, то они явятся к нему и потребуют душу. Вот почему так распространен на Востоке растительный орнамент, а фигурки живых существ как бы прячутся в нём.

В нашем сузани плоды, проросшие из розеток, напоминают гранат или перец. В древних представлениях народа многие деревья были наделены сверхъестественными свойствами. Например, гранат, издревле считавшийся символом плодородия. И действительно, крепкий, со множеством сочных ярких зёрен плод его очень удачно выражает эту идею.

А перец, что растёт едва ли не в каждом дворе и обильно используется в местной кухне? В прошлом он тоже считался оберегом от злых духов, которыми народная фантазия населяла окружающий мир. Забавно, что в отличие от плодовых деревьев жгучему красному перцу эти свойства приписывались как раз благодаря его «зловредности»: считалось, что, почувствовав его запах, злые духи решат, что здесь живут «свои», и вредить, следовательно, некому.

Очень часто в орнаменте старинных вышивок встречаются изображения птиц. Как и во многих других местах, пернатые на Востоке были символами счастья, поэтому их перья, когти и сами фигурки широко использовались в амулетах и ювелирных украшениях. У таджиков и узбеков особенно почитались фазан, петух, павлин, голубь — они считались «солнечными» птицами и, значит, тоже были связаны с идеей плодородия...

Интересно, что в доме, где мы с вами побывали, в саду на деревьях подвешены клетки с перепёлочками, и далее в комнате птахи свили гнезда, которые хозяева оберегают.

 

Иногда мастерица вводит в узор образы предметов, которые есть в любом доме, например ножа. Подвешенный на румол (поясной платок), он характерная черта национального костюма и настоящее произведение искусства.

Вышивают также изображения пиал, чайников, подносов. По словам мастериц, такие сюжеты должны напоминать о долге гостеприимства.

 

Все эти орнаментальные мотивы осязаемы и близки: стоит протянуть руку — и дотронешься до стоящего в нише блюда или кумгана и ощутишь шероховатость поливы или прохладу меди. Можно взять пиалу с утоляющим жажду зелёным чаем или сорвать в саду гранат и разломить сочный плод....

Многое сейчас переменилось в жизни народов Средней Азий, мало кто помнит значение тех или иных узоров. И всё же сохранилось отношение к сузани как к особой, а не просто красивой вещи. В этом смысле можно уподобить его обручальному кольцу, которое тоже бережно хранят и нередко передают по наследству. И ведь задуматься: если столько вложено в изготовление свадебного покрывала труда и настоящего искусства, разве не станет оно для молодых наглядным примером трудолюбия и красоты? Разве не принесёт счастья?

...Думаю, что, вернувшись в музейный зал, вы теперь внимательнее вглядитесь в таинственные сплетения узоров и ближе вам станут далёкий солнечный Узбекистан и живущие там люди.

 

Е. ЕРМАКОВА, научный сотрудник Музея искусства народов Востока 

Журнал Юный художник №3  1981 г.

 

На аватаре: Сюзане. Кашкардарья