СУЗАНИ — ПОКРЫВАЛО СЧАСТЬЯ. О ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ УЗБЕКСКИХ ВЫШИВАЛЬЩИЦ
Издали оно кажется ковром. Во всяком случае, именно так и думают сначала посетители музея, когда видят на стене огромное панно, украшенное большими кругами, переливающимися всеми оттенками красного. Круги эти напоминают пышные диковинные цветы, а вокруг — гибкие побеги каких-то фантастических растений: то упругие виноградные лозы, то тяжёлые плети арбуза, то и вовсе странные завитки, похожие на язычки пламени.
Когда подойдёшь ближе, в прихотливом переплетении узоров вдруг заметишь стройный кумган, грациозного павлина или даже всадника, затерявшегося в этом сказочном саду. Всмотришься ещё внимательнее — и начнёшь различать мелкие стежки, почти сплошь покрывающие белую домотканую основу. Да это вышивка! Надеясь на подсказку, ищешь глазами табличку, но надпись на ней предельно лаконична: «Декоративное панно сузани. Узбекистан. XIX век. Хлопчатобумажная основа, шёлк, вышивка». Как мало! Ведь хочется узнать, где подсмотрела мастерица свои загадочные узоры, ради чего она в течение долгих месяцев выкладывала эти тончайшие стежки?
Сузани (сюзане) — это свадебное покрывало. Как и сто, и двести лет назад, без него не обходится ни одна узбекская свадьба. Под сузани ведут жениха и невесту в дом, и окружающие бросают на покрывало ветки плодовых деревьев, сладости, монеты. Расталкивая друг друга, мальчишки спешат подобрать их и принести в свой дом: это считается хорошим знаком.
Свадебный той (Той — праздник) обычно происходит летом во дворе, который окружён глинобитным забором — дувалом. И вот с самого утра на нём развешивают собранные у родственников и соседей сузани. Вечером, когда праздник в самом разгаре, а за забором таинственная темнота, под ритмичные звуки рубоба (Рубоб — узбекский национальный музыкальный инструмент), в мерцающем свете звёзд начинает казаться, что этот «магический круг» предназначен для того, чтобы охранить собравшихся от злых глаз и мыслей. Угол, отведённый молодым в единственной комнате дома, тоже огораживают огромными сузани, а внутри почти сплошь украшают вышивками... Во многих семьях бережно хранят свадебные покрывала, созданные ещё бабушкой или прабабушкой. Как фамильную драгоценность мать передаёт их дочери.
Рубоб |
Искусство вышивания шёлком было исстари развито в плодородных земледельческих долинах Узбекистана и Таджикистана. С незапамятных времён здесь выращивали хлопок и разводили шелкопряда. Через богатые города Мавераннахра — междуречья Амударьи и Сырдарьи — проходил Великий шёлковый путь, по которому шли на базары Самарканда и Бухары караваны с иранскими, индийскими, китайскими тканями. Китайские купцы, вероятно, и принесли в Среднюю Азию секрет изготовления тончайших шелковых нитей.
Сюзане. Шахрисябз. Шёлк на шёлке |
Недолог век тканей, и дошли до нас только сузани XIX века. В это время особенно славились вышитые покрывала Бухары, Самарканда, Шахрисабза, Нураты, Ташкента. Создавались они не для продажи, и, конечно, не знали мастерицы, что их изделия попадут в лучшие музеи мира. Много дней подряд не разгибала женщина спины, чтобы закончить покрывало к свадьбе дочери. Вышивала и верила, что сузани принесёт её девочке счастье.
Сюзани. Бухара. |
Какое оно, это счастье? Ещё в начале нашего столетия узбечка не могла сама решать свою судьбу. В 11 —15 лет по воле родителей выходила она замуж. В новой семье жилось часто несладко — она попадала под власть свекрови, жён старших братьев мужа, а если он богач — то, пожалуй, и под власть его старших жён. Лишь многодетная мать, у которой много сыновей, со временем завоёвывала уважение в семье... На улицу женщина могла выйти только в парандже. На пороге дома она должна была накинуть на голову этот халат из плотной материи, а на лицо опустить жёсткую чёрную сетку из конского волоса. И тоненькая многокосая живая девочка превращалась в безликое существо, робко передвигающееся по краю улицы...
И всё-таки в жизни всегда есть место надежде. И вот, чтобы благополучно сложилась жизнь невесты, собираются женщины помочь её матери дошить приданое и среди прочего — огромное свадебное покрывало. Буквально все в нём подчинено одной цели: принести невесте счастье, большое потомство, уберечь от болезней.
Так было. И хотя в наши дни традиционные узоры утратили свой первоначальный смысл, они по-прежнему вышиваются на свадебных покрывалах. Можно зайти в обычный дом в кишлаке и найти здесь прекрасное современное сузани или драгоценное старинное. Давайте так и сделаем.
Сюзане. Ташкент. |
В жаркий полдень в доме немного прохладнее, чем на улице, но темно и душно: все ставни закрыты от жары. Мебели почти нет, и поражает контраст непривычной для нас пустоты помещения и перегруженности стен: украшения буквально наслаиваются одно на другое. Только когда приглядишься, начинаешь различать повешенную на гвоздь вышитую тюбетейку или изысканный медный кумган, затерявшийся среди современной посуды. В успокаивающей полутьме, среди мелкой пестроты убранства сразу же приковывает взгляд большое сузани, занавешивающее целую стену.
Сюзане. Самарканд. |
У всех народов мира основные цвета имели в древности символическое значение. Скажем, белый почти всегда ассоциировался со светом, счастьем, здоровьем; чёрный — со злом, страданием, смертью; красный — с рождением, жизнью, кровью. Именно поэтому белая ткань считалась «отгоняющей беды», и во время свадебного обряда на невесту сначала надевали простое белое платье, и только сверху — нарядное, из шёлка. Первое платье обязательно начинала шить многодетная мать: пусть и у невесты будет много детей!
Цветовое решение нашего сузани основано на чередовании белого цвета основы и красных кругов, заключенных в чёрный или тёмно-зелёный лиственный контур.
В орнаменте наиболее ярко проявляются национальные черты народного искусства. Например, у народов Средней Азии много общего в покрое одежды, но орнамент скотоводческих (в прошлом) племён — киргизов, казахов — отличается от узора соседних земледельцев — узбеков и таджиков. Искусствоведы видят в орнаменте сузани образ цветущего сада, а некоторые изделия содержат космический орнамент, изображающий солнце, луну, звезды.
Чаще всего употребляется мотив круга-розетки, в котором отразился существовавший некогда культ солнца. Солнечные узоры обнаружены не только в вышивках, но и во многих других бытовых предметах: резных деревянных воротах, керамических блюдах. Очевидно, и сама круглая форма напоминала солнце. В Хорезме, например, блюдо, вмазанное в глину над воротами, в старину считалось средством «от сглаза».
Когда подходишь к вышивке ближе, начинают проявляться мелкие детали. Одинаковые издали розетки, оказывается, в точности не повторяют друг друга. Они прорастают различными цветами, бутонами, плодами, веточками. Основные узоры могут также «прорасти» птицами, кумганамй, чайниками, верблюдами и даже человеческими фигурками. Ислам не одобрял изображения живых существ: считалось, что лишь аллах может творить живое и наделять его душой. Если же кто-то осмелится изобразить птицу, зверя или человека, то они явятся к нему и потребуют душу. Вот почему так распространен на Востоке растительный орнамент, а фигурки живых существ как бы прячутся в нём.
В нашем сузани плоды, проросшие из розеток, напоминают гранат или перец. В древних представлениях народа многие деревья были наделены сверхъестественными свойствами. Например, гранат, издревле считавшийся символом плодородия. И действительно, крепкий, со множеством сочных ярких зёрен плод его очень удачно выражает эту идею.
А перец, что растёт едва ли не в каждом дворе и обильно используется в местной кухне? В прошлом он тоже считался оберегом от злых духов, которыми народная фантазия населяла окружающий мир. Забавно, что в отличие от плодовых деревьев жгучему красному перцу эти свойства приписывались как раз благодаря его «зловредности»: считалось, что, почувствовав его запах, злые духи решат, что здесь живут «свои», и вредить, следовательно, некому.
Очень часто в орнаменте старинных вышивок встречаются изображения птиц. Как и во многих других местах, пернатые на Востоке были символами счастья, поэтому их перья, когти и сами фигурки широко использовались в амулетах и ювелирных украшениях. У таджиков и узбеков особенно почитались фазан, петух, павлин, голубь — они считались «солнечными» птицами и, значит, тоже были связаны с идеей плодородия...
Интересно, что в доме, где мы с вами побывали, в саду на деревьях подвешены клетки с перепёлочками, и далее в комнате птахи свили гнезда, которые хозяева оберегают.
Иногда мастерица вводит в узор образы предметов, которые есть в любом доме, например ножа. Подвешенный на румол (поясной платок), он характерная черта национального костюма и настоящее произведение искусства.
Вышивают также изображения пиал, чайников, подносов. По словам мастериц, такие сюжеты должны напоминать о долге гостеприимства.
Все эти орнаментальные мотивы осязаемы и близки: стоит протянуть руку — и дотронешься до стоящего в нише блюда или кумгана и ощутишь шероховатость поливы или прохладу меди. Можно взять пиалу с утоляющим жажду зелёным чаем или сорвать в саду гранат и разломить сочный плод....
Многое сейчас переменилось в жизни народов Средней Азий, мало кто помнит значение тех или иных узоров. И всё же сохранилось отношение к сузани как к особой, а не просто красивой вещи. В этом смысле можно уподобить его обручальному кольцу, которое тоже бережно хранят и нередко передают по наследству. И ведь задуматься: если столько вложено в изготовление свадебного покрывала труда и настоящего искусства, разве не станет оно для молодых наглядным примером трудолюбия и красоты? Разве не принесёт счастья?
...Думаю, что, вернувшись в музейный зал, вы теперь внимательнее вглядитесь в таинственные сплетения узоров и ближе вам станут далёкий солнечный Узбекистан и живущие там люди.
Е. ЕРМАКОВА, научный сотрудник Музея искусства народов Востока
Журнал Юный художник №3 1981 г.
На аватаре: Сюзане. Кашкардарья