КТО ОДЕВАЛ ОЛИМПИАДУ увеличить изображение
КТО ОДЕВАЛ ОЛИМПИАДУ

Московская олимпиада стала историей. И уже новыми рекордами других Олимпиад грезят спортсмены, болельщики. А мы ещё долго будем хранить в памяти воспоминания о прекрасном празднике молодости и спорта. Один из многочисленных зарубежных гостей Олимпиады сказал так: «То, что мы увидели в Москве во время открытия и закрытия Олимпийских игр, повторить, может быть, удастся, но превзойти — никогда!»

Самые грандиозные по своей красочности и масштабам Олимпийские игры, которые когда-либо знала история олимпийского движения,— таково единодушное мнение участников Московской олимпиады, её гостей.

Трудно даже представить, сколько людей отдали Олимпиаде свои талант, энергию, вдохновение, чтобы превратить её в незабываемое зрелище.

 

Немалая заслуга в этом принадлежит и художникам. При Оргкомитете Олимпиады-80 был создан художественный совет, в который вошли ведущие художники и дизайнеры страны. Они работали над оформлением спортивных сооружений, городских магистралей; над созданием рекламно-информационных материалов; плакатов, эмблем, специальной символики.

 

Нельзя не сказать о тех, кто «одел» нашу Олимпиаду — о художниках-модельерах, костюмерах, портных. Их вклад в общий праздник огромен: к XXII Олимпийским играм было изготовлено 36 тысяч костюмов!

 

Художники-модельеры начали думать о костюмах Олимпиады задолго до её начала. Ещё не появился в витринах симпатичный Мишка, ещё не выросли новые олимпийские сооружения, а в творческих цехах художников уже были опробованы сотни эскизов. Создавались костюмы для спортсменов и тренеров, судей и работников сферы обслуживания, участников церемоний и даже для зрителей. В подготовку к Олимпиаде включились модельеры самых разных специальностей — художники по обуви, одежде, трикотажу, тканям, кожгалантерее буквально из всех моделирующих организаций страны.

 

Работа по созданию костюма — процесс сложный, от художника-модельера требуется творческая фантазия, профессионализм, чувство материала, знание технологии и... смелость. Ведь нередко новое кажется нелепым, потому что оно непривычно, и нужна немалая смелость, чтобы отстоять своё детище, дать ему «путёвку в жизнь». Дело осложняется тем, что в многовековой истории костюма, казалось бы, уже невозможно сказать ничего нового — всё уже было. А в моделировании спортивной одежды, история которой исчисляется десятилетиями, часто приходится идти непроторенными путями.

 

Легенды рассказывают, что на одной из древних Олимпиад бегун на дистанции потерял набедренную повязку, но ухитрился к финишу прийти первым. С тех пор олимпийцы стали выходить на старт состязаний обнажёнными, поэтому проблемы спортивного костюма в Древней Греции не существовало.

 

После нашествия римлян олимпийское движение заглохло на многие века и возродилось лишь в конце прошлого века.

Спортивный костюм появился чуть раньше. Он представлял собой забавную, с сегодняшней точки зрения, смесь из обиходных предметов одежды: мужчины ездили на верховые прогулки в длиннополых пиджаках — непременно с галстуком, а женщины играли в гольф в юбках до пят и блузках с пышными рукавами. Только с 1920-х годов началось становление спортивной моды, от которой и развивается мода сегодняшняя.

 

Перед модельерами Олимпиады стояла задача не просто «спроектировать» одежду на олимпийские дни, так сказать, разового пользования. Олимпийские игры — прежде всего праздник молодости, а молодёжь всегда была наиболее чутким барометром моды, проводником в жизнь самых смелых идей модельеров. Это обстоятельство учитывали те, кто работал над костюмами. Художник, создавая свою модель, стремился заглянуть в завтрашний день моды. Шли поиски новых форм, деталей, новых материалов, сочетаний красок; каждый сознавал, что Олимпиада для него — своеобразный демонстрационный зал, многомиллионная аудитория.

 

Есть у модельеров такое выражение — демократизация моды. Это означает, что одежда становится удобнее, практичнее, проще.

Демократизация моды стала возможной благодаря огромной популярности спортивной одежды. Если раньше ваш дедушка сидел у телевизора в полосатой пижаме, то теперь он сидит в спортивном трико, а на прогулку выходит в лыжной шапочке с помпончиком. Никого это не удивляет: спортивная одежда словно омолаживает человека, раскрепощает его.

И ещё одно важное, если не главное достоинство спортивной одежды — она красива. В этом могли убедиться все, кто смотрел спортивные состязания на стадионах или следил за ними у экранов телевизоров.

 

Да, XXII Олимпийские игры стали историей. И не вернется к нам Миша, которого мы с грустью провожали в полёт в день закрытия всемирного праздника спорта.

...А в мастерских художников, в костюмерных цехах уже создаются новые модели — по мотивам Московской олимпиады.

 

Л. НАДТОЧИЙ, художник-модельер

Журнал Юный художник №3  1981 г.