РИСУНОК ГОЛОВЫ. ПОРТРЕТ.
Искусство портрета — дело очень сложное, требующее от начинающего художника развитой зрительной памяти, наблюдательности, настойчивой работы. В портретном рисунке уже нельзя опираться на одни правила, принципы и методы построения формы. Здесь недостаточно лишь поставить грамотно глаз, губы, ухо, нос на свои места — необходимо уметь передавать характер человека, его переживания. И тут элементарные правила построения формы уже не могут вести художника к вершинам искусства, но знать их необходимо. Эта работа рассчитана на творческое использование полученных знаний и навыков в рисунке головы.
Следить за правильностью и закономерностью построения формы головы нужно всегда. Но вычерчивать схемы построения, как это вы делали при рисовании гипсового слепка и на первых порах рисования головы человека, не следует. Эти схемы построения вы должны помнить, решая уже более сложные творческие задачи.
Ваша цель — передать в рисунке живые черты портретируемого, с присущими конкретной натуре индивидуальными особенностями характера.
В работе над портретом полезно помнить слова В. Яковлева: «При всём бесконечном различии между такими, например, художниками, как Рембрандт или Мемлинг, Ван Дейк или Мане, Веласкес или Александр Иванов (здесь умышленно приведены такие антиподы), всех объединяет общее умение грамотно рисовать, строить голову и фигуру человека по определённым законам. Никогда у них не встретишь голову без черепа, уха, отнесённого не на место, неправильно понятого ракурса или непостроенного торса. Если снять кальку с головы, писанной Брюлловым, Кипренским, Левицким, Ван Дейком, Тицианом, то, когда выявится схема построения, исчезнет гипноз манеры великого мастера, то есть исчезнут те особенности, которые характеризуют его индивидуальность, тогда можно будет убедиться в том, что их объединяет общее в культуре всех эпох и народов обязательное знание законов рисунка».
Портретный рисунок мы советуем начинать живо, эмоционально, обращая внимание на композиционное размещение изображения, наброска.
Иногда особенно характерные формы строения головы и лица заставляют несколько утрировать их в рисунке. Это не страшно, только не доводите их до карикатурности. Преувеличение в рисунке характерных особенностей натуры помогает художнику глубже передать психологическое состояние портретируемого. В качестве примера такого отношения к передаче портретного сходства мы можем привести рисунок Броувера «Смеющийся мужчина».
А. Б р о у в е р. Смеющийся мужчина. Карандаш. 1902 г. |
Выражение лица во многом зависит от мимических мышц, прикрепляющихся одним концом к костям черепа, а другим — к коже. Сокращаясь, они собирают кожу в складки, придавая лицу то или иное выражение: смеха, плача, боли, ужаса, угрозы. При работе над портретом художнику необходимо знать, как группируются мимические мышцы лица при том или ином состоянии человека.
На рисунке даны схемы выражений лица человека.
Схема выражений лица человека |
А — внимание: при сокращении лобной мышцы на лбу образуются поперечные складки, располагающиеся параллельно бровям; брови делаются дугообразными.
Б — размышление, созерцание: лобные мышцы сужаются, на переносице образуются складки, брови сближаются.
В — боль: при сокращении мышц лба образуются вертикальные складки кожи. Брови также приподнимаются, рот раскрывается, круглая мышца рта растягивается. Мышца под бровями короткая и довольно плотная, расположена глубоко под круговой мышцей глаза и лобной (наискось по направлению вниз и вовнутрь). Своей внутренней частью она прикрепляется к лобной кости вблизи носового шва, а наружный её конец пронизывает круговую мышцу глаза, прикрепляясь к коже брови. При сокращении эта мышца сдвигает (сближает) брови, образует две вертикальные морщины на переносице и поднимает брови вверх с небольшим изгибом посередине.
Г — радость: углы рта отходят назад и приподнимаются. Щеки надуваются, веки смыкаются, и по углам их образуются морщинки. Верхние горизонтальные волокна подкожных мышц (мышцы смеха), располагаясь между уголками рта спереди и фасцией жевательных мышц сзади, тянут уголки рта назад. Сокращение скуловых мышц придаёт лицу выражение веселья. Эту же функцию выполняют круговые мышцы глаза, квадратная мышца верхней губы. Нижние волокна глазничной части оттягивают кверху щёки и образуют бороздку между щекой и нижним веком. При сокращении глазничных мышц у наружных углов глаз появляются лучистые морщинки.
Д — соответствует выражению лица, когда человек плачет. Уголки рта опускаются, веки прищуриваются, верхняя губа поднимается вверх. Квадратная мышца верхней губы, которая имеет три пучка волокон (угловая, нижнеглазничная и скуловая головки), при плаче активно участвует в мимике лица. Угловая головка, которая начинается от лобного отростка верхней челюсти и идет вертикально вниз, где прикрепляется к коже крыла носа и верхней губе, при сокращении поднимает вверх крыло носа, расширяет ноздрю, поднимает верхнюю губу и подтягивает вверх носо-губную складку. На коже щёк, приподнятой этой мышцей, образуется ряд лучистых складок, идущих от внутреннего угла глаза вниз. Мышца лба, сокращаясь, вызывает складки на лбу и приподнимает бровь.
Е — переживание, огорчение. Лобная мышца сокращается, образуя на лбу складки. Складки кожи на переносице — следствие сближения бровей.
Ж — недовольство. Пирамидальная мышца носа, сокращаясь, тянет кожу межбровного промежутка вниз и вызывает на переносице поперечные складки, опускает вниз внутренний угол бровей. Верхняя губа поднимается, а уголки рта опускаются вниз. Нижняя губа выпячивается вперед.
Изучать эти схемы нужно, они помогают художнику расположить морщины и складки кожи лица при передаче соответствующего душевного состояния человека. Знающий анатомию художник понимает значение каждой впадины, каждой выпуклости на лице. Рисунки И. Крамского и М. Врубеля показывают, как художники тонко передают психологическое состояние портретируемых.
И. Крамской. Голова плачущей женщины. Этюд для картины «Неутешное горе». Соус, графитный карандаш. 1883—1884 гг. |
Работая над портретом, внимательно следите за характером действия мышц, их формой.
Необходимо помнить, что никакие отвлеченные знания анатомии не дадут вам пользы, если вы эти знания не будете тесно связывать с практическим рисованием. Мало изучить таблицы, топографически правильно изображать кости и мышцы — важно понимать конструктивно-анатомическое строение формы, зависимость внешней формы от внутренней структуры, от того, как та или иная мышца или кость образует форму и движение. Использование анатомических знаний в практическом решении портрета — основа любого успеха.
Начинающему портретисту, конечно, трудно будет сразу, несколькими линиями передать характер в рисунке. Поэтому на первых порах придётся лёгкими линиями наметить общую форму и её детали, а затем приступить к чёткой их прорисовке. Мелкие частности в портрете иногда помогают глубже характеризовать человека.
П. Рубенс. Портрет Изабеллы Брант. Черный мел, сангина, белила, бистр. Ок. 1622—1625 гг. |
Для достижения портретного сходства очень важно передать выражение глаз. Недаром гласит народная мудрость: «Глаза — зеркало души». Обычно начинающие художники спешат в работе над рисунком глаз: начинают сразу намечать жёсткой линией края нижнего и верхнего века, складки и морщины вокруг глаз, а иногда и подрисовывать реснички. Такой подход отвлекает рисовальщика от главной задачи.
К. Кольвиц. Автопортрет. 1922 г. |
Работу над длительным портретным рисунком мы советуем начинать с автопортрета. Здесь вам не надо будет специально искать натуру, упрашивать её «посидеть ещё немножко», и, кроме того, работа над автопортретом поможет глубже и точнее выявить сходство. Постоянно наблюдая себя в зеркале, вы хорошо подметите и запомните характерные особенности своего лица, и допущенные ошибки в рисунке будут сразу же бросаться в глаза. Рисунок рекомендуется выполнить в трёхчетвертном повороте головы в небольшом ракурсе (снизу). Для этого зеркало нужно установить в лёгком наклоне от себя, чтобы были видны нижние площадочки носа, подбородка. Выполнить автопортрет в фас на первых порах очень сложно, хотя начинающему эта работа кажется лёгкой.
М. Врубель. Автопортрет. |
Одновременно с длительными рисунками советуем как можно больше выполнять кратковременных набросков и зарисовок. Они заставляют сосредоточивать внимание рисующего на самом главном, развивают зрительную память, наблюдательность, уверенность и точность руки и глаза. А это чрезвычайно важно для портретиста.
В.Г. Гремитских. Женская голова. Бумага, карандаш. |
М. ДАНАШЕВ, преподаватель Карачаево-Черкесского государственного педагогического института;
Н. РОСТОВЦЕВ, доктор педагогических наук
Журнал Юный художник №3 1981 г.
На аватаре: П.Ф.Соколов. Женский потрет. Вторая половина 1820-х гг.