Конкурс детского творчества "Наше лето". Сроки проведения с 3 июня по 3 сентября 2021 года.
Статьи
КОГДА НА УЛИЦЕ ФЛАГИ увеличить изображение
КОГДА НА УЛИЦЕ ФЛАГИ

«Первое мая — красный, кипучий и радостный праздник пролетарских побед и пролетарской борьбы» — в словах этого лозунга, напечатанного в первомайском номере «Правды» 1926 года, всем слышался и отзвук недавних боев на фронтах гражданской войны, и пафос созидания, которым была проникнута тогда вся жизнь молодой Страны Советов, и весёлый майский ветер, полощущий знамена.

Красный Май входил уже в самые отдалённые города и деревни. И кто же из ребят не мечтал попасть на 1 Мая в Москву! Вот эту-то трудно осуществимую тогда возможность захотели предоставить всем ребятам страны художник Александр Дейнека и поэт Агния Барто, выпустив в 1926 году книжку «Первое мая».

 

Когда мы отправимся на празднование Первомая вместе с её героями, мы прежде всего ощутим дух того теперь уже далёкого времени. Ещё не раскрывая книжку, а только глядя на обложку, мы сразу окажемся в первом десятилетии строительства нового рабоче-крестьянского государства, полном трудностей и революционного энтузиазма. Всегда, и в живописных полотнах, и в монументальных панно, и в маленьких иллюстрациях детской книжки, Дейнека был вдохновенным летописцем эпохи.

 

С обложки в книгу нас ведёт за собой дружная компания деревенских ребят с красным флагом. Не у всех есть обувь. Пиджачок на одном, да и рубахи на остальных, видно, достались от старших братьев, но все помыты-пострижены, и настроение у них явно праздничное. Художник намеренно не ограничивает обложку рамкой, не отгораживает своих героев от читателей, словно желая вместе со всеми праздновать красный Май и пригласить с собой всех, кого встретят в пути.

Над рисунком чётким, крупным красным шрифтом зажжено: «Первое мая». Краски две — красная и чёрная, и чуть желтоватый фон — натуральный цвет бумаги. При столь скромных художественных средствах обложка очень выразительна. Во всём ощущается чёткий ритм — в избранной композиции, в смело подобранном контрасте красного и чёрного, в распределении цветовых пятен на листе. Невольно вспоминаются слова Дейнеки: «Я очень чувствителен к тончайшим формам ритма и удовлетворяюсь простыми цветовыми отношениями».

Такое «открытое», простое и броское оформление характерно для творческой манеры Дейнеки, и в то же время оно несёт аскетически-революционный дух 20-х годов, во многом сформировавший личность самого художника. Впрочем, за тем, как Дейнека строит книгу, скрывается и ещё один секрет: усвоенный им «урок» Маяковского, влияние которого на Дейнеку было очень велико.

 

Художник — второй автор детской книжки, и Дейнека всегда помнит об этом. Листая страницы, мы видим, что где-то он идёт за текстом, а иногда в рисунках добавляет своё, чего и в тексте нет. Он не просто иллюстратор, а такой же полноправный автор, как и поэт.

Первая иллюстрация Дейнеки чётко следует за содержанием поэтических строк. Любящий передавать человека в движении, художник с удовольствием показывает, как «скачут, прыгают ребята, всё избегали кругом».

А вот вторая страница уже совсем не связана с текстом и на первый взгляд даже с темой книжки — с Первомаем. Дейнека смело вводит в праздничную книгу большой чёрный пласт земли, занимающий две трети иллюстрации, и крестьянина, обрабатывающего её. Такое дополнение к тексту представляется художнику необходимым. И его нетрудно понять. Ведь в любви к земле с малолетства воспитывают крестьяне своих детей. Так как же не показать труженика деревни на родной, свободной теперь земле!

«О чём я мечтаю... Чтобы даже чёрный цвет перестал быть траурным и напоминал бы сочный вспаханный чернозём моей Родины»,— писал художник. И этот самостоятельно введенный Дейнекой рисунок — один из лучших в книге — яркое подтверждение его слов.

Художник мастерски организует композицию листа. На плоскости чёрного массива земли объёмно возникает полная внутренней силы фигура пахаря. Здесь, как в других иллюстрациях, действие происходит вне интерьера. Дейнека не заключает изображаемое в рамку, а оставляет открытым, вводя в иллюстрацию самый фон бумажного листа. Вбежавший на пашню красный конь и птица, как бы внезапно влетевшая в верхний левый угол рисунка, подчеркивают связь с окружающим миром, оставшимся за его пределами.

 

Иллюстрация, которая повествует о том, как ребята готовят знамя для поездки в Москву, напротив, строго ограничена. Действие совершается в замкнутом пространстве избы. Дети работают ночью, когда все уже спят, и Дейнеке прекрасно удается передать ощущение напряжённой тишины, царящей в комнате. Он не загружает интерьер ненужными деталями. Всё внимание сосредоточено на главном — на красном знамени, развёрнутом в центре графического листа. Его цвет доминирует в контрасте с чёрным. Вокруг четырёхугольника красного полотнища расположились и дети, увлечённые своим делом. Мы же видим их как бы случайно, со стороны, волею художника.

Каждая картинка книжки (их всего 14) серьёзно продумана мастером. Дейнека выбирает удачные ракурсы, интересно строит перспективу, добиваясь необходимой пространственной глубины иногда лишь несколькими умелыми линиями.

И вот с художником и его героями мы попадаем на Красную площадь.

Автор-поэт пишет: «...Там от народа чернеет площадь». Автор-художник вносит свою поправку: там, где красные стены и башни Кремля, красные знамёна и транспаранты, где люди приветствуют красный Первомай, площадь Красная не только по названию, но и по значению своему, и по восприятию художника.

Красный цвет, щедро введенный им в иллюстрации, здесь особенно символичен. Цвет обновления эпохи, цвет революции.

Проиллюстрировав в трёх дальнейших рисунках литературное содержание книжки — деревенские ребята в гостях у московских пионеров,— Дейнека подходит к последней странице: «Попрощались. Поезд тронул...» Заключительный аккорд его лаконичен: хвост убегающего поезда, условные линии рельсов, строящие перспективу, крепким красным шрифтом слово «Конец» и уравновешивающий композицию весёлый красный огонёк — точка.

Книжка «Первое мая», оформленная Дейнекой вышла большим по тому времени тиражом — 10 тысяч экземпляров. Она полюбилась ребятам и через два года была переиздана вновь.

Позже Дейнека был художником ещё многих прекрасных детских книг: «Кутерьма», «Парад Красной Армии», «В облаках», «Встретим третий», «Ташкент — город хлебный», «Наша авиация», «Через полюс в Америку», оформлял журнал «Искорка».

Каждое из этих изданий интересно по-своему. Но первая его работа остается нам по-прежнему дорога и как талантливое начало, и как живое свидетельство эпохи.

 

И. НЕНАРОКОМОВА

Журнал Юный художник №4  1981 г.