Выставка произведений орловских художников

В августе 1983 года, в канун 40-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, в областной картинной галерее и выставочном зале СХ РСФСР открылась выставка произведений орловских художников, которая стала наиболее значительным событием творческой жизни как известных, сложившихся мастеров, так и молодых живописцев, графиков за последние три года.

Экспозиция открывалась большим керамическим панно «Первый салют» Л. Пономаренко и С. Демина. Взволнованно, глубоко художники раскрывают тему Победы, тему ратного подвига народа. Эмоциональная лепка объёмов, интересные волевые образы — всё это создает ощущение силы и оптимизма.

Многие орловские художники были участниками прошедшей войны, на себе испытали все её тяготы, пережили радость победы. Поэтому не случайно один из залов был полностью отведён картинам орловского художника Г. Дышленко. Художник-фронтовик, участник Орловско-Курской битвы, Г. Дышленко создает гимн жизни («Салют», натюрморт «Орловский хлеб»), показывает разрушенный войной город, размышляет о боях и победах («На Орловско-Курском направлении»).

Свежестью полей дышит пейзаж В. Дудченко (1919—1983) «В окрестностях Гостомеля».

На выставке зрители познакомились с большим подготовительным материалом (этюды бойцов, пейзажи), который А. Курнаков использовал в работе над диорамой «Прорыв немецкой обороны в деревне Измайлово». Выполненные уверенной рукой мастера, они словно приобщают нас к тем далёким тревожным дням. И тут же серия портретов врачей кисти А. Курнакова, из которых хочется выделить «Портрет хирурга В. А. Заикина».

У натюрмортов и пейзажей И. Степанова невольно задумываешься о том, как многому надо учиться молодым у зрелых мастеров, учиться вдумчивому пониманию жизни и преданности родной природе и любви к искусству, профессиональному мастерству и образной глубине. Таковы его работы «В тиши берёзовых рощ», «Апрельское солнце» и картина «Рабочий день окончен».

У пейзажей В. Беганова словно ощущаешь тепло ясного летнего дня, в них всё ярко, чисто, светло.

«Последняя фотография» и «Реквием» В. Анисимова посвящены погибшим на войне. В них всё навеяно горестным раздумьем о тех, кто не вернулся с войны или кто, вернувшись, уже никогда не возьмёт в руки кисть. Хочется особо отметить картины Н. Силаева «Неизвестный солдат» и «Победа», где художнику удаётся передать атмосферу грусти и радости, раздумья о войне и счастья победы. Запоминаются выразительные пейзажи Н. Рымшина, эмоционален своеобразной фактурой «Натюрморт» Р. Осипова.

В скульптурном разделе выставки останавливают внимание работы В. Басарова «Мирный сон», «Фронтовая песня». Его работам присущи обобщённость и внутренняя сосредоточенность. Любовью к человеку, трепетной лирикой проникнута серия скульптурных портретов Г. Саловой. Среди них особенно запоминаются «Портрет матери» и «Девочка (Внучка Рада)». Отлитая из бронзы скульптура «Солдатка» Л. Бугая словно возвращает нас в годы войны, когда на долю женщин выпало тяжёлое бремя.

Обширен на выставке отдел графики, декоративно-прикладного и декорационного искусства. Здесь прежде всего хочется остановиться на рисунках Е. Чистова «Портреты участников Великой Отечественной войны». Выполненные карандашом, они смелы по форме, выразительны, свидетельствуют о темпераменте художника, невольно приковывают к себе внимание. Совсем другие задачи ставит в своих работах известный график Г. Калмахелидзе. Его рисунки трепетны, легки. В них художник стремится рассказать о возвышенной духовности своих героев. Таковы «Портрет В.Д. Райкевича», «Мастерская».

Трудно было не остановиться у офорта Л. Парицкой «Портрет отца» или у рисунка «Утро» В. Блинова. «Пасечник. (Участник Великой Отечественной войны)» Ю. Черкасова привлекает внутренним драматизмом.

Многогранно на выставке представлены изделия Ж. Травинской, работающей в области декоративно-прикладного искусства. Серия декоративных тарелок и композиция «Мелодия славы» свидетельствуют о больших творческих возможностях автора. Цветовой, эмоциональной насыщенностью живет гобелен Т. Блиновой «Окно моей радости».

Из декорационных работ запоминаются макет к спектаклю Д. Гранина «Картина» С. Шавловского и его театральные плакаты, эмоциональные эскизы декораций М. Рохлина.

В выставке приняли участие М. Шураев, Л. Н. и Л. В. Былинко, Э. Галактионов, В. Романенко, В. Кулагин, Н. Бородин и другие.

Выставка произведений орловских художников не только рассказала о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, но широко показала мирный труд советских людей. Внимательное знакомство с её многообразной экспозицией свидетельствует не только об успехах, но и о том, что у художников Орла все ещё немало творческих проблем, что останавливаться на достигнутом рано, что творчество — это поиск и труд, радости удач и преодоление сомнений.

 

Ю. Арбузов

Рубрика «ХУДОЖНИК информирует». Журнал «Художник» № 3 за 1984 год