Дорогая редакция! Я бы очень хотела, чтобы в журнале была рубрика о том, как сделать дом уютным и красивым. Например, у нас с сестрой Наташей своя комната — большая, светлая, с балконом. Папа мне сделал мольберт, но он всем почему-то мешает. Я бы хотела, чтобы у каждого юного художника был свой уголок. А вот как его устроить, я не знаю. Подскажите, пожалуйста.
Лена Фомина, г. Тольятти».
Как организовать свой рабочий уголок? Этот вопрос часто задают наши юные читатели. В самом деле, вопрос важный: от правильной организации рабочего места во многом зависит успех дела.
Место для уголка лучше всего выбрать у северного или северо-восточного окна, тогда в течение дня условия освещения модели и холста не будут резко меняться. Ровный рассеянный свет удобен для работы. Если же вам придется устроить рабочее место около южного или юго-западного окна, то слепящие солнечные лучи будут мешать. Чтобы этого не происходило, нужно занавесить окно подсинёнными белыми занавесками или калькой больших размеров.
В случае, когда вы задумали писать натюрморт в контрастном солнечном освещении, тоже необходимо соблюдать определённые правила. При этом следует поставить холст так, чтобы на него не падали прямые лучи. Нельзя писать ярко освещённую натуру в полутьме, потому что глаза быстро устают от постоянного резкого контраста света и тени.
Одно из главных правил при выборе места для рабочего уголка: освещённость работы не должна резко отличаться от освещённости натуры. Кроме того, свет обязательно должен падать на работу слева.
Во время занятий рисунком натуру следует освещать искусственным источником света. Это создаёт контрастную светотень, которая хорошо выявляет форму предметов или модели. При этом натуру и рисунок освещают одним источником света, иначе светотень будет расплываться и возникнут дополнительные трудности. Направление света можно менять, создавая разные условия освещения. Но при этом надо следить, чтобы свет лампы не ослеплял вас и непременно одинаково падал на работу и натуру, Бывает, что на натуру иногда попадают лучи и от другой лампы. В этом случае отгородите от неё свой уголок.
Живописью при искусственном свете заниматься не рекомендуем, это очень сложно, так как цвет красок на холсте и палитре сильно изменяется.
Рабочий уголок должен быть достаточно просторным. Во время работы художника от постановки натуры должно отделять расстояние, равное двум или трём измерениям модели, что необходимо для цельного её восприятия. Бумагу, холст или картон нужно при этом поместить на расстоянии вытянутой руки.
Для постановки натюрмортов удобно иметь специальную подставку высотой около 70— 80 сантиметров. Подставка может быть на ножках, в виде столика или подвесная — в виде полки.
Не забудьте выделить место для готовых работ.
Постарайтесь сделать свой уголок не только удобным, но и красивым.
Л. ГАЕВСКАЯ
Журнал Юный художник №4 1981 г.