ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО?

 

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ТУРА

 

Итак, завершилась викторина «Знаешь ли ты изобразительное искусство?». Сегодня мы подводим её итоги. Редакция получила от вас, ребята, серьёзные, глубокие и проникновенные письма. Видно, что викторина пришлась вам по Душе.

«Викторина не только помогла узнать много нового,— пишет ленинградская школьница Таня Чернова,— но и дала ответы на различные интересующие меня вопросы. Хорошо бы проводить такие викторины почаще».

 

Все участники третьего тура правильно ответили на вопрос, где находится Дом-музей И. Левитана и какие работы пейзажиста связаны с этой местностью.

«На самом берегу Волги в старинном русском городке с певучим названием Плёс,— пишет Дима Углов (11 лет) из Феодосии,— стоит небольшой белый домик с мезонином. В этом доме 25 августа 1972 года открыт музей И. И. Левитана. Художник приезжал сюда, на земляные кручи с белоствольными берёзами, в 1887—1890 годах. Здесь он пишет множество этюдов: «Пасмурный день на Волге», «Уголок в Плёсе«, «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе на Волге» и другие. Многие из них потом легли в основу создания знаменитых картин: «Вечер на Волге», «Волга. Баржи», «Осень. Мельница», «Вечер, Золотой Плёс», «После дождя. Плёс». Репродукцию последней вы и помещаете в журнале».

 

«На картине этой изображен волжский пейзаж с широкими просторами и маленьким городком, влажным от только что прошедшего дождя. По-своему красивы лиловато-коричневая земля, неяркая, но блестящая от дождя зелень и омытые опрятные крыши домов. Еще тучи на небе, но уже отшумели раскаты грома, и воздух стал чист и влажен. Скоро выглянет солнце, и заиграет Плёс своими щедрыми красками». Оля Щербакова (13 лет, Челябинск).

 

Все узнали работу, опубликованную на четвертой обложке журнала. Это «Девочка на шаре» французского прогрессивного художника-коммуниста Пабло Пикассо, 100-летие со дня рождения которого весь мир отмечает в этом году. Картина написана в 1905 году и хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

 

«Девочка кажется беззащитной в окружающем мире и вместе с тем беззаботно смелой. Угрюмость неподвижного тяжеловесного атлета словно озарена её мимолетной шаловливой улыбкой»,— написала Оля Алёхова (13 лет, Казань).

«Внимание художника привлекает внутреннее состояние героев, мир человеческих чувств, психология людей — он передает ее с удивительной проникновенностью и остротой. Своеобразие метода Пикассо особенно ярко выражено в картине «Девочка на шаре». Олег Жердов (15 лет, Первомайск Ворошиловградской обл.).

 

Внимание к произведениям народных мастеров не только не ослабевает со временем, но мы с вами являемся свидетелями возрождения глубокого и пристального интереса к творчеству народов, населяющих нашу страну. Вот и о богородской игрушке наши читатели знают много.

 

«Народное творчество! Какое удивительное духовное богатство заключает оно в себе! Сколько в нём простоты, ясности, мудрости!» — так начинает своё письмо Жанна Коробова из Тольятти,  отвечая на вопрос об одном из народных промыслов — богородской игрушке.

«Игрушка — извечная спутница человека... — пишет Наташа Десятскова из Ленинграда. — Самая древняя игрушка насчитывает три тысячи лет, наверное, игрушки были всегда. Но с XVI века особенно выделялось село Богородское, где и теперь режут из дерева миниатюрную скульптуру. Исстари игрушки здесь не раскрашивали, стремясь показать фактуру дерева, и это сразу отличало работу из Богородского от других резных игрушек. Любимые герои богородских мастеров — персонажи сказок, особенно добродушный и смешной Михаил Потапович.

Делали в Богородском подвижную игрушку, вроде той, что изображена на фотографии, опубликованной в журнале. Одна из древнейших традиционных подвижных игрушек «Кузнецы». Медведь и человек поочередно ударяют по наковальне.

Мастера изображали сценки быта, подмечая смешное, гротескное. Вот толстый крестьянин «Пузан», а вот целый ряд монахов, конечно, отнюдь не благочестивых. В Богородском резали не только весёлые и насмешливые игрушки, но и воспевающие подвиги, например, скульптурные композиции о Еруслане Лазаревиче».

 

Среди наших читателей нет таких, кто бы ошибся, назвав музей, помещённый на снимке в журнале. Конечно, это Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Немудрено, что московские школьники отлично знают историю создания этого государственного хранилища произведений искусства, его богатейшие коллекции, называют значительные выставки последних лет, которые устраивались в нём.

 

Однако ребята, живущие далеко от Москвы, также хорошо осведомлены об истории создания этого музея. Вот что пишет Лена Болотова (14 лет, Глазов Удмуртской АССР): «31 мая 1912 года в солнечный полдень был торжественно открыт Музей изящных искусств. Так он назывался до 1932 года. В настоящее время у входа в музей установлена мемориальная доска его основателю — профессору Московского университета И. В. Цветаеву и автору проекта здания, академику архитектуры Р. И. Клейну.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (это имя присвоено музею к 100-летию со дня смерти поэта) является одним из крупнейших художественных музеев СССР, вторым после Ленинградского Эрмитажа по ценности собранных памятников искусства Древнего Востока, античного мира и Западной Европы. В гипсовых слепках, точно повторяющих подлинники, в музее представлены произведения древнегреческой, римской и западноевропейской скульптуры, начиная от IV тысячелетия до нашей эры.

 

Участники викторины рассказывают о музеях изобразительного искусства своих родных городов, любимых художниках, произведениях живописи, скульптуры, графики, с которыми они там познакомились и успели полюбить.

 

Пятый вопрос викторины оказался для читателей также несложным. Все ответили на него правильно. Вот что пишет москвичка Люда Чернова (15 лет): «Витражами называют картины, выполненные красками на стекле или составленные из кусочков цветного стекла, скреплённых узкими свинцовыми полосками. Это очень старое искусство, появившееся более полутора тысяч лет тому назад. Вначале витражи украшали костёлы, монастыри, церкви, а затем — общественные здания. Свет, проникая через цветные стекла, отражаясь на полу, стенах, создает фантастическую, сказочную обстановку.

Помню, какое большое впечатление произвел на меня органный зал Домского собора в Риге. Полумрак, погружённый в тишину, и как окна в историческое прошлое — высокие, узкие витражи, чарующие сказочным колоритом и мягкостью света. А прекрасный витраж на алтаре Исаакиевского собора в Ленинграде! Разве это не жемчужина искусства! Но чтобы создать такую красоту, требуется огромный труд художника.

Сейчас начинается вторая молодость этого искусства. В последнее время была разработана новая техника создания витража. Вместо тонких стёкол берут толстые стеклоблоки разного цвета и формата, которые отливаются прямо на стекольном заводе, а сам витраж составляется в мастерской. Чтобы получилась большая игра света, разнообразнее рисунок, стекла немного скалывают. Скрепляют их металлическими конструкциями или пластобетоном — новым, очень прочным материалом. Витражи из стеклоблоков не вставляют в оконные рамы, а укрепляют на специальных конструкциях на полу или стене с электрическим подсветом сзади.

Витраж завоевывает всё большее место в современном монументальном искусстве. Он органично вписывается в архитектурные ансамбли городов, в интерьеры клубов, административных и общественных зданий, мы ценим и любим витраж за его неповторимую красоту».

 

Редакция благодарит всех ребят, принявших участие в викторине «Знаешь ли ты изобразительное искусство?». Сообщаем имена победителей. Ими стали пионеры и школьники, приславшие наиболее яркие и полные ответы на вопросы трёх туров.

АЛЁХОВА Оля (13 лет, Казань)

БРЕЖНЕВА Аня (13 лет, Москва)

ДЕСЯТСКОВА Наташа (13 лет, Ленинград)

ЖЕРДОВ Олег (15 лет, Первомайск Ворошиловградской обл.)

ИЛЬМЕНЕВА Лена (16 лет, Первоуральск Свердловской обл.)

МАРТЫНОВА Марина (14 лет, Омск)

ПАНОВ Саша (16 лет, Новосибирск)

РЕПИНА Света (13 лет, Колпашево Томской обл.)

СИВИШКИНА Лена (16 лет, Волгоград)

УГЛОВ Дима (11 лет, Феодосия)

ЧЕРНОВА Люда (15 лет, Москва)

ЧЕРНОВА Таня (15 лет, Ленинград)

ШВЕДОВ Вася (16 лет, Кондопога Карельской АССР)

ЩЕРБАКОВА Оля (13 лет, Челябинск)

 

Победители викторины награждены подпиской на журнал «Юный художник» на 1982 год.

 

Журнал Юный художник №4  1981 г.