Ещё совсем недавно Чингиз Фарзалиев был непременным участником молодёжных выставок. На Всесоюзной выставке «Молодость страны», посвящённой XIX съезду ВЛКСМ, он тоже принимал участие, но уже как член выставкома. Пройден этап становления, пришла пора творческой зрелости. Но тема юности, гражданской сопричастности, верности идеалам отцов осталась главной в картинах художника. Наш корреспондент попросил Чингиза Фарзалиева рассказать о себе и своей работе.
В детстве я занимался в изостудии Бакинского Дворца пионеров. В 14 лет получил две первые премии на Всесоюзном и Международном конкурсах, детского художественного творчества. Этим детским успехам и увлечениям я ещё не придавал решающего значения при выборе жизненного пути. После окончания школы поступил на геолого-географический факультет университета. Вскоре понял, что призвание моё иное, прервал университетский курс и пошёл учиться в Бакинское художественное училище, а затем, в 1973 году, закончил Суриковский институт в Москве по мастерской В. Г. Цыплакова. Мой диплом, задуманный как триптих, назывался «У нефтяников Каспия». Но две боковые части не получались, и была показана только центральная часть. Их я написал позднее, уже в 1975 году.
Одна из последующих работ — «Незабываемое» — посвящена победе советского народа в Великой Отечественной войне. В картине нет батальных сцен, я стремился передать свои размышления о том, какой след оставляет война в душах людей, как наследуют её печальную и героическую память младшие поколения, не видевшие военных тягот. На картине мирная сцена: семья сидит за столом. Собравшиеся объединены единой думой о пережитом. Это чувство с особой силой охватило отца и мать, которые испытали все тяготы военного лихолетья и потеряли сына. Другие оттенки настроения у молодого поколения — сына и невестки. На переднем плане лицом к зрителю стоит маленькая девочка. Она ещё не может разделить настроения взрослых. Но в конечном итоге ради этого мира, радости, детского счастья и свершилась наша Победа.
Ч. Фарзалиев. Незабываемое. Холст, масло. |
Гражданская преемственность поколений — тема и другой моей картины — «Несмолкающая песня», которая отмечена в 1977 году премией Всесоюзного конкурса «Корчагинцы 70-х». Я изобразил праздничную демонстрацию. Тот момент, когда колонны остановились и демонстранты, разделившись на группы, одни беседуют, другие поют. Слева группа ветеранов с красными ленточками на груди, справа молодые со знаменем в руках, девочка держит красный флажок. Красный цвет здесь как бы символизирует эстафету поколений. Велики заслуги старших, но сегодня знамя в руках молодых, и они не уронят его.
Ч. Фарзалиев. Несмолкающая песня(На фото справа). Масло. 1976 г. Фотография Trend News Agency. Сайт https://news.myseldon.com |
Люблю яркие краски юности, жизни, радости. Сам чувствую себя причастным к молодым. Может быть, это объясняется и тем, что сразу после окончания вуза восемь лет преподавал. У меня много друзей среди молодых художников, и по Суриковскому институту, и по работе в различных выставкомах.
Сейчас немало делается для роста творческой смены: выставки, договора, обеспечение мастерскими. И эта работа должна развёртываться ещё шире. По своему опыту знаю её плодотворное значение. Не менее важно, чтобы талант не застывал в своем развитии, чтобы понятие «молодой» не становилось своего рода профессией.
Наш труд — постоянное совершенствование мастерства, поиск нового и отказ от привычного, отжившего. И постоянная учёба.
У сверстников, собратьев по искусству, классиков. С годами меняется взгляд на художников прошлого. То, что раньше отрицал и недооценивал, приобретает вдруг новизну и ценность, становится созвучным твоим размышлениям о назначении искусства, призвании художника. Теперь даже стыдно за те пристрастия и оценки, которые прежде выносил.
Например, я недооценивал «стариков» — классиков. Всегда быстро проходил залы в нашем музее, где выставлены старые голландские мастера, и устремлялся к А. Куприну, П.Кончаловскому, И. Машкову. Сейчас в моём восприятии происходит переоценка классиков, приходит истинное понимание высоты их профессионального мастерства. Может быть, поэтому в последнее время особенно люблю Рембрандта, Вермеера.
Ч. Фарзалиев. Окно. Масло. 1975 г. Фотография Trend News Agency. Сайт https://news.myseldon.com |
Всё больше осознаю значение «школы», ремесла, безупречного владения профессиональным Maстерством. Ведь поиски, которые ведутся без достаточной профессиональной основы, обречены на гибель. Для овладения этой школой нужен каждодневный напряжённый труд.
У любого художника свои особенности в работе. Я, например, пишу быстро, эскизов обычно не делаю. Но замысел долго вынашиваю, размышляю над ним. Когда композиция мысленно сложилась, делаю картоны, а затем перехожу к работе на холсте.
Ч. Фарзалиев. Старинные часы. 1987 г. |
Последние годы я отдаю много времени работе над пейзажем. Много езжу по республике. Чаще всего бываю в живописных районах Шеки с их своеобразным горным ландшафтом, вечной прелестью древней архитектуры Дворца ханов.
Здесь организуется картинная галерея под общим названием «Шеки глазами художников». Сюда съезжается много туристов, проводятся международные пленэры. Живописцы создают интересные этюды и пейзажи Шеки, и по существующей традиции каждый художник перед отъездом оставляет одну работу в фонд будущего музея.
Конечно, пишу и портреты. Вот недавно закончил портрет рабочего. Я познакомился со знатным бригадиром фрезеровщиков, членом бюро ЦК КП Азербайджана Октаем Багировым. Поразила широта кругозора, государственный ум, мягкость, доброта, интеллигентность этого человека. Мне хотелось сделать его образ возвышенным, возвеличить героя труда, подлинного хозяина страны.
Художник в нашей стране — это общественный деятель. Он говорит с огромной аудиторией о важнейших вопросах жизни, нравственности. Поэтому нужно много знать, видеть, уметь верно осмыслить события наших воистину героических будней. И говорить со зрителем надо всегда искренне. Если не волнует та тема, на которую задумал писать картину, ничто не заполнит пустоту её содержания. Бояться этой пустоты, равнодушия к жизни народа должен каждый художник, обдумывающий свой путь, своё предназначение.
Материалы тематической подборки подготовили
Н. ИВАНОВ и Н. ПЛАТОНОВА
Журнал «Юный художник» №9 1982 г.
На аватаре: Директор Азербайджанского национального музея искусств, заслуженный деятель искусств, профессор Чингиз Абдул Меджид оглы Фарзалиев
На персональной выставке Чингиза Фарзалиева "По ступеням времени", открывшейся в Баку 7 ноября 2019 года, и приуроченной к 50-летию творческой деятельности художника. Фотография Trend News Agency. Сайт https://news.myseldon.com |