КАРТИНЫ НА СЮЖЕТЫ НАРОДНОГО БЫТА увеличить изображение
КАРТИНЫ НА СЮЖЕТЫ НАРОДНОГО БЫТА

 

Многогранный, самобытный талант известного грузинского живописца, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР Уча Малакиевича Джапаридзе обогатил советскую живопись. Но, пожалуй, самым ценным из всего им созданного являются картины, посвящённые жизни и быту грузинских крестьян. С детских лет будущий художник был очарован сельской трудовой жизнью, красотой окружающей природы. Джапаридзе изображает сельских тружеников, какими они запомнились и полюбились ему ещё с детства и какими он видит их теперь.

 

— Я рос и воспитывался в крестьянской среде, — вспоминает Уча Малакиевич,— Сызмальства родители приучали нас к труду, и я не только дружил с крестьянскими детьми, но и работал с ними, участвовал во всех сельскохозяйственных работах. Особенно мы любили бывать на сельских пастбищах, смотреть на наших добрых и тихих, покладистых тружеников-волов с их кроткими глазами, красиво изогнутыми рогами.

 

Развиться способностям художника во многом помогла высококультурная, дружная семья, в которой Уча был шестым и самым любимым сыном. Отец будущего художника, педагог, человек разносторонних интересов, любовно собиравший произведения устного народного творчества, увлечённо изучавший этнографию, с юношеских лет был вдохновлен демократическими идеями.

В 18 лет Джапаридзе стал студентом Тбилисской академии художеств, где его профессорами были замечательные художники — Д. Какабадзе, Е. Татевосян, В. Гудиашвили, Е. Е. Лансере. Ныне Уча Малакиевич профессор этой академии, здесь он в течение сорока лет преподаёт живопись. Но с родным селом Гарни его по-прежнему связывают самые крепкие узы.

 

— В деревне во время полевых работ,— рассказывает Джапаридзе,— я всегда носил с собой альбом и с большой любовью зарисовывал трудовые сцены и портреты крестьян. Они так глубоко запали в детскую душу, что эти воспоминания и по сей день вдохновляют меня в творчестве и определяют тематику моей живописи. Новая картина рождается обычно во время поездок на родину. Беглый рисунок либо этюд на месте действия — первооснова; земляки всегда охотно позируют. А уж в Тбилиси начинаю работать над картиной.

У. Джапаридзе. Задушевная беседа. Масло. 1955 г.
У. Джапаридзе. Задушевная беседа. Масло. 1955 г.

Джапаридзе большей частью выбирает внешне ничем не примечательные сцены, и неизменно в центре его внимания — земледельцы. Уже не раз отмечалась своеобразная черта дарования грузинского художника: он умеет точно передать манеру своих земляков ходить по земле, улыбаться, смотреть, разговаривать, думать. Жизнь села не так уж богата событиями. Она неспешно протекает в постоянных трудах и заботах. Времени для встреч, задушевных разговоров, особенно в страду, остается немного. Но колхозники никогда не упустят возможности поговорить друг с другом или со случайным путником, остановившись прямо у дороги, или у родника, или в воскресные дни на базаре.

У. Джапаридзе. Задушевная беседа. Масло. 1955 г.
У. Джапаридзе. Задушевная беседа. Масло. 1955 г.

«Думы матери» (1945) — одна из лучших работ жанрового цикла. Пожилая женщина стоит на холме возле источника и задумалась в ожидании, пока кувшин её наполнится кристально чистой родниковой водой. Мысли её унеслись далеко от родных мест, может быть, они обращены к полям войны, а может, она думает о судьбе своих детей. Строгая, величественная фигура женщины в тёмной одежде кажется особенно монументальной в сопоставлении со светлым пейзажем горной долины, с разбросанными тут и там домиками. Цветовая гамма глубоким звучанием напоминает краски благородного, старинного витража.

У. Джапаридзе.  Думы матери. масло. 1945 г.
У. Джапаридзе. Думы матери. масло. 1945 г.

Тот же композиционный приём — выделение крупным планом фигуры человека на фоне пейзажа — использован и в картине «Колхозница из Гарни» (1951). Но настроение здесь совсем другое, мажорное. Девушка с серпом в руках запечатлена художником в минуту короткого полевого отдыха. В её крепкой, красивой фигуре чувствуется энергия, которая через мгновение перейдёт в ритмичные, рассчитанные движения жницы. Художник полон неудержимого восторга перед красотой человека труда. И этот восторг как бы выражается в ярком, насыщенном цвете голубого неба, колосящегося золотого поля, рдеющей блузы колхозницы.

У. Джапаридзе. Колхозница из Гарни. Масло. 1951 г.
У. Джапаридзе. Колхозница из Гарни. Масло. 1951 г.

Уча Малакиевич живо интересуется жизнью современной деревни. Вот как рассказывает художник о своей картине «Односельчанки» (1965):

— «Односельчанок» я писал в родном селе, в Верхней Раче. День на исходе. Колхозники возвращаются из города домой. Односельчане, конечно, всегда идут вместе. Так шли и эти две мои землячки. За беседой дорога проходит незаметно. Тоненькая девушка с тяжёлой косой застенчиво поверяет свои заботы пожилой женщине. О чём они? Я не слышал. Разговор шёл тихий, задушевный. Но не мог глаз художника упустить такую малую, но красноречивую деталь — примету времени: книги и журналы, лежавшие в корзине у юной девушки. Наверняка ни разу в жизни не возвращалась её бабушка из города с такой покупкой. Мне ли, взрослеющему вместе с родной республикой, не знать, не помнить, как постепенно срастался особенный, замкнутый быт горной деревни с общим великим бытием страны!

У. Джапаридзе. Напутствие. Масло. 1957 г.
У. Джапаридзе. Напутствие. Масло. 1957 г.

Художник стремится в своих картинах передать внутренний мир человека труда, его переживания, психологию, выявить присущие ему чувство достоинства, рассудительность, доброту.

Полная праздничных красок и ярких человеческих типов, эмоционально приподнятая картина «Колхозный базар» (1961) передаёт характеры людей и их настроение. Какой чистотой помыслов, душевностью, высокой сердечностью, доброжелательностью дышат лица героев картин Джапаридзе! При этом сцены из повседневного быта как бы подняты мастером до уровня живописного эпоса. Они раскрывают особую нравственную красоту народа, величие простых тружеников, счастье жизни. Жители небольшого грузинского села превращаются кистью художника в величавых героев, словно сошедших со старинных фресок. Живописец помещает их фигуры на переднем плане, подобно тому, как это делали мастера Возрождения. Образ человека на полотнах Джапаридзе выделяется и звучным, насыщенным цветом, отличным от более светлых красок живописного пейзажного фона. Подобное сопоставление придает фигурам чёткость и выразительность.

У. Джапаридзе. Колхозный базар. Масло. 1960—1961 гг.
У. Джапаридзе. Колхозный базар. Масло. 1960—1961 гг.

Большой цикл бытовых картин Уча Джапаридзе увенчивает грандиозное, полное оптимистического звучания полотно «Праздник труда» (1970—1975). Монументальная картина помещена в конференц-зале Института истории партии при ЦК Компартии Грузии в Тбилиси.

В этом своеобразном аллегорическом произведении художник постарался дать собирательный образ парода Грузии. Труженики, прибывшие из разных районов республики, разместились на холме, вокруг памятника В. И. Ленину. Они принесли плоды своего труда, дары земли — корзины с виноградом, яблоками, гранатами, овощами. За группами собравшихся открывается вид на панораму нового села, с широкими ровными посадками зеленеющих кустов, пышными кронами деревьев, уютными жилыми домами, могучей техникой. Ушла в историю жизнь старой грузинской деревни. Пришла новая, красивая и счастливая жизнь. В современном селе теперь бок о бок трудятся колхозники, механизаторы, рабочие, доярки, учёные, агрономы, чабаны, школьники. И Уча Джапаридзе от души радуется этим переменам, любуется ими. Не случайно он изобразил на полотне и себя радостно созерцающим происходящее и скромно стоящим в группе людей. Ведь частица труда художника живёт и в этом празднике грузинского народа — трудолюбивого, доброго и благородного, народа, которому Джапаридзе посвятил всё своё творчество.

 

А. ЛЕБЕДЕВ, доктор искусствоведения

Журнал «Юный художник» №9  1982 г.

 

На аватаре: Уча Малакиевич Джапаридзе у себя в мастерской