МОЛОДЫЕ ГРАФИКИ ТБИЛИСИ

 

Столица Грузии в наши дни сохранила свой неповторимый, исторически сложившийся облик. Проходя по извилистым, мощённым булыжником улицам старого города, мимо старинных домов с лёгкими ажурными балконами, любуясь непринужденной жизнью уютных дворов, постоянно помнишь, что с этим городом была связана творческая судьба выдающихся грузинских художников. Нико Пиросманишвили, Георгий Габашвили, Елена Ахвледиани, Ладо Гудиашвили, Давид Какбадзе были влюблены в этот прекрасный город и запечатлели его в своих работах. Тема старого и нового Тбилиси стала важной для художников старшего и среднего поколений, молодые художники продолжают эту традицию.

 

Городские пейзажи и интерьеры Михаила Ноникашвили можно было увидеть на многих выставках. Сосредоточенный, немногословный, сдержанный в проявлении эмоций, художник не ищет выигрышных сюжетов, не прибегает к эффектным живописным приёмам. Небольшие по размеру полотна М. Ноникашвили отличаются благородным созвучием цвета, они не только передают настроение, навеянное мотивами городских улиц, комнаты или морского побережья, но и заставляют поразмыслить о большом и сложном мире. Михаил и живописец и график. Он занимается офортом в творческой мастерской графики под руководством замечательного художника и педагога Серго Кобуладзе.

 

Совсем недавно, два года назад, окончила графическое отделение Академии художеств Елена Пирцхалайшвили, а ещё раньше — Тбилисское художественное училище имени Николадзе, где училась живописи у Валерия Ширпилова.

Дипломная работа для молодого художника — это важный этан, подведение первых итогов, определение своей эстетической позиции. Диплом Елены Пирцхалайшвили — серия из шести офортов на тему романа «Шёл по дороге человек», написанного самобытным грузинским поэтом Отаром Чиладзе. Офорты, созданные художницей, — это очень личное, лирическое прочтение романа. В нём повествуется о событиях трехтысячелетней давности, связанных с историей Колхидского царства. Но герои Отара Чиладзе — живые, убедительные, наделённые глубокими чувствами. И хотя события романа отделены от нас огромным отрезком времени, но темы, затронутые автором — добро, зло, верность, любовь,— вечны, понятны сегодняшнему читателю, зрителю.

Светлой печалью и предощущением разлуки наполнена композиция «Ясон и Медея в волшебном саду Дариачанги» — саду, который навсегда может исчезнуть от одного неловкого движения, а зеркальная поверхность воды, отражающая голые чёрные стволы деревьев и необычайные цветы, подчёркивает недолговечность этого покоя и одновременно создаёт красивый декоративный эффект.

Одновременно художница работает и в живописи, пишет портреты, натюрморты, пейзажи. Участница многих выставок, Елена с большой гордостью говорит, что одна из её работ будет экспонироваться в музее, создаваемом на БАМе.

Совсем недавно Елена Пирцхалайшвили вновь обратилась к литературному произведению. Тема серии — повесть Константина Лордкипанидзе «Горец вернулся в горы». Труд радостный, созидательный, труд как праздник — вот основная мысль, определяющая композиционное решение офортов. Поэтому так легки шаги крестьян, так свободны и раскованны их движения, а девушка с саженцем в руках напоминает одну из танцующих граций в картине итальянского художника Сандро Боттичелли «Весна». Легенды в работах Елены Пирцхалайшвили перекликаются с современностью, а современность приобретает особую, легендарно-приподнятую окраску.

 

Мифы и легенды древности не теряют привлекательности для многих грузинских художников и по сей день. В этом можно убедиться, рассматривая последние работы Ираклия Парджиани — иллюстрации к «Одиссее» Гомера.

Любовь к античной живописи, фрескам в Помпее и средневековым грузинским миниатюрам угадывается в композициях, выполненных этим художником. Иллюстрируя «Одиссею», Ираклий Парджиани изобразил не столько героев, сколько забавных и немного наивных людей, которые не устают изумляться чудесным событиям, совершающимся вокруг них. Словно в греческом театре, где жесты актёров должны быть лаконичны, выразительны, чтобы их ясно видела публика с верхних рядов амфитеатра, в рисунке фигур подчёркнуты жест, поворот, взгляд. Иллюстрации восхищают игрой цвета, его оттенков, хотя выполнены восковыми карандашами «Панда». Секрет живописного богатства заключается в умении художника сопоставить цвета, заставив их разнообразно зазвучать. Книжной графикой Ираклий Парджиани занялся относительно недавно, он оформляет грузинские народные сказки.

«Выставляться» художник начал еще на третьем курсе Академии художеств, куда поступил, закончив среднюю школу в Сванетии. Ираклий Парджиани в академии писал не только с натуры, но и продолжал копировать любимые произведения, изучать приёмы старых мастеров. Учился у русских художников — Врубеля, Левитана. Много копировал репродукций с работ Микеланджело и Леонардо да Винчи, считал, что это помогает ему как художнику.

Работая прежде всего как станковист, Ираклий занимается портретом, в котором наряду с интересным цветовым решением стремится к углублённой психологической характеристике

Итак, сегодня мы познакомили читателей с творчеством троих художников почти из двухсот молодых живописцев, графиков, скульпторов, прикладников, работающих в Тбилиси. Несмотря на различие творческих индивидуальностей, общим для Михаила Ноникашвили, Елены Пирцхалайшвили и Ираклия Парджиани, как и для других молодых мастеров Грузии, стала любовь к родной земле, к её людям, интерес к её истории и сегодняшнему дню, а требовательное отношение к своему творчеству, неустанная работа позволяют ожидать от них новых интересных произведений.

 

С. ХРОМЧЕНКО

Журнал «Юный художник» №8  1982 г.