ПОЭЗИЯ ГРАВЮРЫ НА ДЕРЕВЕ увеличить изображение
ПОЭЗИЯ ГРАВЮРЫ НА ДЕРЕВЕ

Искусство гравюры вошло в мою жизнь рано. Никто не показывал мне, как, чем и на чём делать гравюру. Но вскоре после того, как самостоятельно научился читать, нарезал первые торцовые гравюры, простейшие картинки с изображением домиков и полей, тракторов, стад коров. Печатал их чёрными чернилами на бумаге — и радости моей не было предела. Учась в первом классе, выполнил продольные (обрезные) гравюры. С шестого класса обрезную гравюру оставил надолго и занимался постоянно только торцовой.

 

Теперь же, когда моей профессией стало творческое гравирование, часто вспоминаю первые школьные пробы, так рано определившие выбор художественных интересов. Надолго от любимого дела оторвала война — как большинство советских художников, я своими глазами увидел горести, потери, суровые трудности. Но годы те не прошли бесследно. Испытания Великой Отечественной войны сформировали наш гражданский опыт, воспитали творческое мировоззрение.

 

Получив профессиональную подготовку в Московском полиграфическом институте, первоначально работал в цветной линогравюре, позднее в чёрно-белой. Создавал композиции о природе Кировской области, навеянные жизненными наблюдениями. С альбомом в руке и рюкзаком за плечами прошёл сотни километров по живописным уголкам родного Вятского края. Работал в творческих группах на Череповецком металлургическом заводе.

А. Колчанов. Поэма об огне. Из серии «Череповецкий металлургический». 1972 г. Ксилография.
А. Колчанов. Поэма об огне. Из серии «Череповецкий металлургический». 1972 г. Ксилография.

У меня и теперь в папках множество зарисовок, которые постоянно пополняю новыми. При создании эскизов никогда не использую натурные рисунки впрямую. Те или иные замыслы рождаются в воображении чаще всего тогда, когда бываю занят не относящимся к творчеству делом. При дальнейшей разработке композиции беру лишь самое существенное и соответствующее моей образно-пластической системе.

А. Колчанов. Паром. 1981г. Ксилография.
А. Колчанов. Паром. 1981г. Ксилография.

...Мастерство пришло не сразу. Много поисков совершено во имя того, чтобы добиться в чёрно-белой гравюре ощущения поэтичности или драматизма, радости или грусти. При истинно творческом подходе скупые средства чёрно-белой гравюры способны свободно передавать зрителю разнообразные чувства и мысли художника.

 

В 1968 году оставил цветную и чёрно-белую линогравюру. Началась интенсивная работа в ксилографии для книги, станковой гравюре и экслибрисе. Лучшим материалом для гравюры считаю самшит, особенно в сюжетах малого размера, но пригодны и другие породы дерева — груша, граб, берёза.

В 1970 году в издательстве «Художник РСФСР» вышел альбом с моими гравюрами на дереве «Кировские места в Уржуме».

Позднее иллюстрировал две книги К. В. Верхотина, посвящённые С. М. Кирову. Примечательно, что тиражи этих книг были напечатаны непосредственно с авторских досок, где штриховая природа шрифта и гравюр в книге создают ощущение единства текста и иллюстраций.

А. Колчанов. Сенокос. Из серии «Земля Кировская». 1981 г. Ксилография.
А. Колчанов. Сенокос. Из серии «Земля Кировская». 1981 г. Ксилография.

В 1971 году начал две серии станковых ксилографий: «Земля Кировская» и «Череповецкий металлургический». Серии — сельскую и индустриальную — сознательно выполнял параллельно. Контраст ощущений помогает наиболее полному воплощению каждой серии. Сельская тема усиливает понимание индустриальной, индустриальная — сельской.

Серия, как правило, начинается с эскизов графитным карандашом. Обычно первоначальные эскизы перекомпоновываю по нескольку раз, добиваясь развития всей серии. Эскиз должен быть так проработан, чтобы оставалось достаточно простора для творческого воображения в процессе гравирования. Гравируя, по сути дела импровизирую на тему, которая только намечена в эскизе. Особенно ответственна стадия завершения гравюры, когда необходимо расставить акценты белых и чёрных отношений.

А. Колчанов. Майские этюды. Из серии «Земля Кировская». 1981г. Ксилография.
А. Колчанов. Майские этюды. Из серии «Земля Кировская». 1981г. Ксилография.

В 1977 году иллюстрировал гравюрами на дереве сборник стихотворений Сергея Есенина для издательства «Советская Россия».

Создание образа книги требует особой организации пространства и ритма, соответствующих характеру поэзии. Художник прежде всего продумывает макет, затем определяет гарнитуру и размер шрифта, систему выделений.

Давно мечтал выполнить иллюстрации к стихотворениям Есенина. Мне всегда представлялось, что это будут светлые, серебристые гравюры, характеризующие есенинское поэтическое видение. В то же время они должны представлять собой индивидуальное прочтение автора-художника, его собственный графический язык. Эту задачу решил в 45 сюжетах.

А. Колчанов. Сенокосный вечер. 1981 г. Ксилография.
А. Колчанов. Сенокосный вечер. 1981 г. Ксилография.

В 1978—1980 годах работал над книгой А. Твардовского «Василий Тёркин». Сделал 52 гравюры. Первые эскизы носили драматический характер.

Вскоре понял, что не это является ключом к «Василию Тёркину». Главный герой оптимистичен, как и вся поэма, и в гравюрах необходимо выразить именно эту особенность произведения. Причём выразить с позиции сегодняшнего дня. 37 лет, отделяющие нас от войны, выкристаллизовали память о ней, сгладили несущественные детали событий. Пафос самопожертвования, беззаветное мужество и героизм приобрели особое величие.

 

Многие современные мастера-иллюстраторы работают в области экслибриса. Увлечение книжным знаком не обошло и меня. Экслибрисы выполняю преимущественно в технике гравюры на дереве. Эта малая форма воспитывает в художнике графическую культуру, развивает композиционно-ритмическое, образно-пластическое, шрифтовое мастерство.

А. Колчанов. Дом-музей художников братьев В. М. и А. М. Васнецовых в селе Рябове. 1981 г. Ксилография.
А. Колчанов. Дом-музей художников братьев В. М. и А. М. Васнецовых в селе Рябове. 1981 г. Ксилография.

Работа над гравюрой завершается печатанием небольшого тиража оттисков, так называемых авторских оригиналов.

Представление о том, что печать с деревянных досок — дело простое, ошибочно. Ведь требуется сделать уникальный по своей фактуре и чистоте лист. Хороший оттиск — качество эстетическое, выступающее в единстве с художественными достоинствами самой гравюры.

Пока ещё бытует и другое ошибочное представление о гравюре как об оперативном виде искусства. Некоторое время и я так считал. Но разве можно говорить об оперативности, если над одной книгой приходится работать два года! Художественная практика показала, что ёмкость образа, который мастер создаёт графическими средствами, не зависит от масштаба произведения. Гравюра в свойственных ей скромных размерах остаётся столь же трудоёмкой и духовно содержательной, как скульптура или живопись.

 

АРКАДИЙ КОЛЧАНОВ, заслуженный художник РСФСР

Журнал «Юный художник» №8  1982 г.

 

На аватаре: Аркадий Михайлович Колчанов (6 октября 1925 г. - 16 августа 2008 г.)