Здравствуй, «Юный художник»!
Очень хотелось бы узнать о профессии художника, чьё творчество не может никого оставить равнодушным — ни взрослых, ни тем более детей. Разве не забьётся чаще сердечко у маленького сорванца, когда зазвучит знакомая мелодия из «Ну, погоди!»? Словом, расскажите о профессии мультипликатора, её трудностях и радостях. И конечно, о том, в каком учебном заведении можно ей научиться.
Люба Лазарева, г. Набережные Челны
Мультфильмы любят и дети, которые всегда рады сказке, весёлым приключениям, и взрослые, которые узнают в рисованных героях или куклах себя.
Как же создаётся мультфильм? Как рождаются его персонажи? Кто заставляет этих персонажей говорить, двигаться, смеяться?
Представьте себе, что вы видите на экране котёнка. Котёнок спит. Но вот он открыл глаза, поднял голову — прошло всего две секунды.
Однако для того чтобы котёнок смог «прожить» в фильме эти две секунды, художник-мультипликатор должен нарисовать 48 рисунков, так как скорость движения пленки 24 кадра в секунду. Каждый из рисунков изображает отдельный момент движения — «фазу движения». Чтобы «оживить» героев одночасового фильма, нужно сделать 15—18 тысяч последовательных рисунков, а затем в том же порядке отснять их на пленку.
Работой художника-мультипликатора, или, как его называют, «одушевителя», руководит художник-постановщик.
Вместе с режиссёром он находит внешний облик каждого из героев, разрабатывает линию его поведения, связь с другими персонажами, продумывает композицию каждой сцены будущего фильма.
Художник-постановщик выполняет эскизы персонажей и декораций, причём для воссоздания облика героев он готовит несколько рисунков с различными характерными движениями, поворотами, мимикой.
После этого художник-мультипликатор раскладывает каждое движение на отдельные моменты и зарисовывает основные, самые сложные из них, определяющие характер сцены и образность движения.
Над промежуточными фазами движения работает художник, профессия которого называется фазовщик. Если какое-либо движение расчленить на десять фаз, то основными будут, например, лишь три из них, а остальные — промежуточными.
Б. Денежкин. Черновые рисунки к мультфильму «Чиполлино». |
После уточнения и исправления рисунки прорисовываются начисто, переводятся на листы целлулоида и окрашиваются — заливаются красками. Теперь можно приступать к покадровой съёмке рисованного мультфильма.
В кукольном фильме снимаются последовательные движения кукол, размещённых внутри декорации. Чтобы куклы двигались, их делают на гибком или шарнирном каркасе.
Если мультфильм снимают в технике марионетки, то персонажи изготавливаются в виде плоских фигур из плотной бумаги с шарнирным соединением в сочленениях. Марионетки прикрепляются к фону и перед съёмкой каждого кадра перемещаются на одну фазу движения, то есть на отдельный его момент.
Впервые принцип покадровой съёмки последовательных моментов движения для «оживления» рисунков был применён в 1907 году французским художником-карикатуристом Э. Колем. Тогда же с помощью покадровой съемки снял несколько коротких сюжетов американский режиссер С. Блэктон. Основателем кукольного мультфильма стал русский режиссер, оператор и художник В. Старевич.
В. Старевич. Кадр из мультфильма «Занзабелла в Париже». Начало 20-х годов. |
Первые советские графические мультфильмы появились в 1924 году, в них были использованы сюжеты политических плакатов и карикатур. Позднее вышли на экран мультфильмы для детей: «Каток» в 1927 году, авторы И. Иванов-Вано и Д. Черкес; «Сенька-африканец» в 1929 году, автор И. Иванов-Вано. Первый звуковой мультфильм был поставлен у нас в 1930 году; во второй половине 20-х годов созданы первые советские объёмные мультфильмы.
Д. Черкес, И. Иванов-Вано. Эскиз к мультфильму «Каток». 1927 г. |
В 1936 году была организована киностудия «Союзмультфильм». А два года спустя в Государственном институте кинематографии открылся художественный факультет с отделением по подготовке художников-постановщиков мультфильма.
Вот уже больше 40 лет готовит ВГИК будущих художников этой профессии. И все годы курс «Мастерство художника мультфильма» ведёт один из зачинателей советской мультипликации — Иван Петрович Иванов-Вано.
При подготовке художников-постановщиков большое внимание уделяется развитию у студентов образного мышления, фантазии: ведь персонажи рисованных и кукольных фильмов часто живут и действуют в небывалых, сказочных ситуациях.
Кадр из мультфильма «Три поросёнка». 1933 г. |
Работа художника такого фильма отличается от творчества, например, художника-иллюстратора тем, что образы, созданные постановщиком мультипликационного фильма, «оживут» на экране, композиция будет изменяться во времени и в пространстве. Поэтому задача курса «Мастерство художника мультфильма» — научить студента не просто выдумать и нарисовать персонаж, но видеть его в действии, в различных сценах будущего фильма, в связи с другими героями и уметь скомпоновать его во многих рисунках, которые затем собираются на плёнке, создавая на экране живой и яркий образ. На факультете читаются лекции по рисунку, живописи, архитектуре, истории искусств, истории кино, моделированию костюма, музыковедению и другим предметам.
Многие выпускники института стали известными режиссёрами и художниками мультфильма, некоторые успешно работают в книжной графике и в театре. Бывшие студенты художественного факультета ВГИКа трудятся на киностудиях Молдавии, Азербайджана, Узбекистана, а также в Монголии, Румынии, Болгарии, во Вьетнаме.
При поступлении в институт на художественный факультет, где готовят художников-мультипликаторов, требуется представить на конкурс рисунки, сдать экзамены по специальности (рисунок, живопись, композиция) и по общеобразовательным предметам.
Чтобы выдержать конкурсные испытания, необходимо упорно учиться — много рисовать, заниматься живописью, развивать чувство композиции. И ещё помните, что наблюдательность, фантазия нужны художнику-мультипликатору не меньше умения рисовать. Потому что, как писал И. Иванов-Вано, искусство мультфильма правдиво, как вымысел, и невероятно, как сама жизнь. Реальное сочетается с невероятным, а невероятное становится реальным.
А. ПОДГУРСКАЯ
Журнал «Юный художник» №8 1982 г.