ПАЛЕСТИНСКИЙ СКУЛЬПТОР АХМЕД НАБУЛСИ

Судьба Ахмеда Набулси его во многом типична для палестинца.

Он был младшим из шести детей в крестьянской семье. После израильской агрессии 1948 года родители Ахмеда покинули родные земли и переселились в лагерь для палестинских беженцев. Отец и старшие братья работали где только могли — надо было кормить семью. Ахмед учился в школе, организованной специально для палестинских детей международной организацией ЮНЕСКО. Тогда же начал рисовать.

 

— Моим первым учителем стал брат Мфадди,— вспоминает художник.— Он хорошо рисовал. И я старался ему подражать, перерисовывал его рисунки. Моя сестра Фатима рисовала на белых кафельных плитках пейзажи и покрывала их лаком. Получалось очень красиво. Пробовал рисовать так же, как она. В четырнадцать лет я увидел произведения известного палестинского художника Исмаила Шаммута. Основная тема его картин — страдания моего народа. Впервые почувствовал тогда, что искусство может говорить о больших чувствах человека.

 

К этому времени относится начало активного увлечения юного художника лепкой в вечерней студии. Не сразу все получалось, доходило и до курьёзов.

— Однажды,— говорит художник, — учитель дал мне задание вылепить голову с античного слепка. Я принимался несколько раз, но ничего не получалось. Отчаявшись, ушёл из студии с мыслью бросить искусство, но наставник догнал меня на улице, вернул обратно, много раз объяснял, как нужно лепить, а потом принялся вместе со мной работать над этой же головой. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, не произойди этого случая.

 

После окончания школы молодой скульптор принял участие в конкурсе для желающих обучаться в Советском Союзе. Из 250 человек отобрали только пятерых, среди которых был и Ахмед Набулси. А в Ленинграде ждали ещё более серьёзные экзамены в институт имени И. Е. Репина. Непреодолимое стремление учиться победило, Ахмед стал студентом.

 

— Я счастлив,— рассказывает А. Набулси,— что попал в этот прекрасный город на Неве, где площади, дома, дворцы и набережные дышат искусством. И я на всю жизнь полюбил Ленинград — город, выстоявший в нечеловечески трудных условиях в борьбе с захватчиками и сохранивший бесценные памятники культуры своего народа.

 

Под руководством опытных педагогов М. А. Керзина, В. Н. Соколова, И. В. Крестовского, А. Т. Бушнина, Б. А. Плёнкина прошло шесть лет учёбы.

Ахмед понимал, что и здесь, в СССР, он может помогать своим соотечественникам в их справедливом деле. Основной темой его скульптурных композиций стала борьба палестинского народа. Одно из самых впечатляющих произведений — портрет героини Даляль Муграби, девушки-партизанки, погибшей в жестокой схватке с агрессором.

 

— Когда Палестина станет свободной,— говорит Ахмед,— я создам памятник для родного Наблуса. Это земля моих предков. От названия города и произошла фамилия Набулси. Не знаю, как получится на самом деле, но пока я представляю его таким.

Художник показывает небольшую бронзовую фигурку. Женщина в национальном палестинском костюме, с гордо поднятой головой держит опущенный меч.

 

— Наш народ жаждет мира, мы не хотим воевать, но если враг ворвался в твой дом, долг каждого — встать на защиту родины. Благодаря поддержке всех миролюбивых сил, и в первую очередь стран социализма, во главе с верным другом и союзником палестинской революции Советским Союзом мы уверены в окончательной победе палестинского народа...

 

Борьбе палестинского народа была посвящена и дипломная работа скульптора. Долгие творческие поиски не приводили к желаемому результату. Ахмед делал эскиз за эскизом. Но не устраивал ни один. Шло время, и постепенно выкристаллизовался окончательный вариант скульптуры. Сильный, мужественный человек стоит, широко расставив ноги, и крепко сжимает винтовку. «Палестинский партизан» — так назвал работу художник. По сути дела, это законченное самостоятельное произведение профессионального скульптора.

 

После возвращения на Ближний Восток Ахмед собирается работать преподавателем в художественном училище, передавать накопленный опыт своим соотечественникам.

Сейчас Ахмед Набулси продолжает учёбу в аспирантуре института имени И. Е. Репина, совершенствуя мастерство. Но его интересы никак не назовешь узкопрофессиональными. Каждый художник должен быть прежде всего гражданином, патриотом. И Ахмед это прекрасно понимает. Вот уже второй год подряд в выставочном зале института студенты из арабских стран устраивают выставки работ, посвящённые Международному дню солидарности с борьбой арабского народа Палестины. Их организатор и активный участник — Ахмед Набулси.

 

— Когда люди приходят к нам на выставку,— рассказывает художник,— они с интересом расспрашивают о жизни в странах Ближнего Востока, узнают что-то новое. Надеюсь, такая выставка станет традиционной. Чем больше людей узнает о трагическом положении палестинцев, о тяжёлом страдании моего народа, тем больше мы приобретаем друзей.

 

Ахмед Набулси — молодой художник, но у него уже сформировался стиль, позволяющий выделить работы скульптора среди произведений сверстников. Главное же их достоинство — публицистичность пластики, непоколебимая убеждённость в справедливости борьбы народа Палестины за свои права.

 

В. АХУНОВ

Журнал «Юный художник» №10. 1982 г.